ЛЕКСИЧЕСКАЯ И МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ СОМАТИЗМОВ И АНТРОПОМОРФИЗМ ЯЗЫКОВОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ В ПОСЛОВИЦЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-3-69-75
Введение. Рассматривается лексическая и миромоделирующая активность единиц лексико-семантической группы «Части тела» ‒ соматизмов, находящая отражение в текстах русских народных пословиц. Особенности семантики и прагматики соматизмов, обусловливающие специфику их функционирования в фольклорном тексте, позволяют определять соматическую лексику в качестве маркеров национальной идентичности. Целью исследования является изучение соматизмов, функционирующих в текстах русских народных пословиц, в аспекте реализации ими своего лексического и миромоделирующего потенциала. Материал и методы. В качестве материала исследования привлекаются тексты русских народных пословиц, содержащих лексемы-соматизмы. Принцип отбора эмпирического материала ‒ на основании сплошной выборки наиболее частотно встречающихся соматических единиц из текстов. Методологию исследования составляют методы наблюдения, количественного анализа, лексико-семантического анализа с привлечением элементов дискурсивного и концептуального анализа. Результаты и обсуждение. Соматизмы, значение которых строится на основе смыслов антропоморфности, играют значительную роль в формировании представления о человеке в языковой и концептуальной картине мира. Концептуальный смысл соматизмов проявляется неодинаково в разных лингвокультурах. При наличии универсальных, константных характеристик, свойственных всем этносам, наблюдается присутствие трактовок, обусловленных спецификой той или иной культуры. Это становится очевидным при сопоставлении случаев функционирования соматизмов в текстах русских и китайских пословиц: названные лингвокультуры чрезвычайно различаются в культурном и языковом планах. Выявлено, что наибольшим лексическим и миромоделирующим потенциалом, судя по текстам пословиц, в русской языковой картине мира обладают соматизмы голова, рука, глаза. За каждой соматической лексемой закреплен конкретный концептуальный смысл, важной составляющей частью которого является аксиологический компонент «ценность». Так, соматизм голова интерпретируется как «ценность интеллекта», рука ‒ «ценность жизненной активности», глаза ‒ «ценность личного участия». В меньшем количестве в пословицах присутствуют соматизмы волосы, ноги, рот, язык, нос. В этом перечне в первую очередь очевидны такие интерпретации, как ноги, символизирующие «ценность мобильности», и волосы ‒ маркер антиценности «внешнего» в противовес ценности «внутреннего». Заключение. Изучение соматизмов в аспекте рассмотрения их лексической и миромоделирующей активности, проявляющейся в фольклорных текстах (в данном случае в пословицах), позволяет формировать представление о фрагментах языковой и концептуальной картины мира этноса.
Ключевые слова: соматизмы, лексическая активность, миромоделирующая активность, фольклорные тексты, русские народные пословицы, картина мира, лингвокультура
Библиография:
1. Назаров Н. О. Соматические фразеологизмы ишкашимского языка: дис. ... канд. филол. наук. Душанбе, 2008. 245 с.
2. Дыбо А. В. Семантическая реконструкция в алтайской этимологии: лексика конкретного словаря // Слово и язык: сб. ст. к восьмидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна. М.: Языки славянских культур. 2011. С. 359–391.
3. Wierzbicka A. Parts of the Body: The Semantics of Concrete Vocabulary // Lingua mentalis. Frankfurt, 1980. Р. 77–95.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2001. 123 c.
5. Занковец А. А. Лексическая полисемия и фразеологическая активность слова: закономерности взаимовлияния (на материале ЛСГ «соматизмы» русского и белорусского языков) // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспект исследования. Брест: Изд-во БрГУ, 2008. С. 123–125.
6. Сайфи Л. А. Концептуализация соматического образа человека в языке и дискурсивных практиках (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2008. 26 с.
7. Занковец А. А. Влияние различных лингвистических факторов на фразеологическую активность соматизмов русского и белорусского языков // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2007. № 2. С. 70–75.
8. Щирова В. С. Соматические фразеологизмы немецкого языка в когнитивно-дискурсивном аспекте (на материале периодической печати): автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2005. 24 с.
9. Фокина А. А. Фразеологизмы с соматическим компонентом голова / вуй / head в разноструктурных языках (на материале русского, марийского и английского языков): дис. ... канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2016. 251 с.
10. Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. 1986. Вып. 28. С. 5−33.
11. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. I: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 816 с.
12. Бердникова Т. А. Лексико-фразеологическое поле соматизмов: На материале архангельских говоров: дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 376 с.
13. Завалишина К. Г. Концептосфера «человек телесный» в языке русского, немецкого и английского песенного фольклора: дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2005. 243 с.
14. Клевцова О. Б. Концепт «Человек телесный»: когнитивное моделирование и переносы (на материале сопоставительного анализа древнерусского и древнеанглийского языков): дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2007. 209 с.
15. Савченко В. А. Концептосфера «Человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2010. 23 с.
16. Башкатова Ю. А. Национальная специфика единиц соматического кода английского и русского языков // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2013. № 2 (18). С. 132–138.
17. Даль В. И. Пословицы русского народа. URL: https://vdahl.ru (дата обращения: 23.02.2021).
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Страницы: 69 — 75
Скачиваний: 609