СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-71-77
Введение. Реагирование системы образования на требования профессионального стандарта педагога сдерживается трудностями переходного периода, обусловленными отсутствием принципиально нового организационно-методического механизма самой образовательной сферы. Анализ научных публикаций, нормативноправовых документов по данной проблеме свидетельствует о том, что требования к профессиональной подготовке педагогов формируются в логике идей непрерывного образования. Цель – на основе выявленных закономерностей и принципов формирования системы непрерывного образования разработать и обосновать систему непрерывного педагогического образования с учетом современных требований к профессиональным квалификациям педагога и определить организационно-педагогические условия ее реализации. Материал и методы. Для решения исследовательских задач были использованы методы теоретического анализа научной, дидактической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, методы психолого-педагогического и социологического анализа состояния и потребностей в педагогических кадрах, систематизация процесса организации непрерывного педагогического образования. Результаты и обсуждение. Основу и новизну разработанной системы непрерывного педагогического образования составляет совокупность принципов профессиональной направленности с учетом требований к профессиональным квалификациям в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Данная система – развивающаяся, открытая педагогическая, представляющая собой синергетическую целостность подсистем уровня общего образования, профессионального образования и постпрофессионального образования. Заключение. Результат реализации разработанной системы непрерывного педагогического образования – готовность и способность выпускника педагогического вуза соответствовать современным требованиям к профессиональным квалификациям педагога. Системным эффектом реализации данной модели является потребность педагогов в непрерывном педагогическом образовании для решения различных уровней профессиональных задач.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, профессиональные квалификации, профессиональное образование, постпрофессиональное образование, образовательный скрипт
Библиография:
1. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) // Профессиональные стандарты: [программно-аппаратный комплекс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykhstandartov/reestr-professionalnykh-standartov (дата обращения: 02.06.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. М., 2010.
3. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М. Современные детерминанты развития Soft Skills // Концепт. 2018. № 4. С. 199–205. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills (дата обращения: 19.06.2020).
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 26 августа 2010 г. № 761н // Профессиональные стандарты: [программно-аппаратный комплекс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/etks/ (дата обращения: 19.06.2020).
5. Российская Федерация. Законы. О независимой оценке квалификации: Федераьный закон № 238-ФЗ: принят Государственной Думой 22 июня 2016 г., одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (дата обращения: 19.06.2020).
6. Гавриков А. Л., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: Новая роль университетов в его развитии. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 174 с.
7. Змеев С. И. Образование взрослых и андрогогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3. С. 94–101.
8. История развития образования взрослых в России / под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 с.
9. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 37–46.
10. Лебедев О. Е. Совершенствование послевузовского образования // Учитель – методист – наставник стажера / под ред. С. Г. Вершловского. М.: Просвещение, 1988. С. 101–132.
11. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестн. РМАТ. 2012. Вып. 2-3 (5-6). С. 89–100.
12. Технология образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008. 176 с.
13. Чуприна В. А., Кузьминых П. С. Роль рефлексии в формировании практического опыта будущего педагога профессионального обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 4. С. 29–34.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МАГИСТРАТУРА И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 71 — 77
Скачиваний: 684