СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-119-127
Введение. Раскрыты основы управления развитием пространства образования взрослых в условиях кооперации возможностей и ресурсов субъектов формальной и неформальной образовательных сфер через механизм формирования образовательного пространства. Цель статьи – проанализировать способы управления развитием пространства образования взрослых в условиях взаимодействия традиционных образовательных организаций и неформальных образовательных сообществ (общественных объединений). Материал и методы. Анализ литературных источников, нормативных и правовых документов государственных, региональных и муниципальных органов; анкетирование; педагогическое включенное наблюдение; анализ, сравнение и обобщение опыта деятельности общественных организаций; методы статистической обработки полученных данных. Результаты и обсуждение. Сфера управления представлена как скоординированное сочетание традиционных административных подходов, методического и педагогического способов управления, различных форм (само)управления общественных структур в многослойном пространстве. Показатели эффективности управления взаимодействием традиционных образовательных организаций и неформальных образовательных сообществ – общественных объединений: использование неформальных социальных практик общественных структур как источника модернизации, развития формализованного образования; сформированность готовности индивидуальных участников взаимодействия к выбору образовательного и жизненного пути, выраженность их ценностных ориентаций, социализированность; учет в управлении специфики формализованной образовательной сети и общественных инициатив определенной территории; учет при проектировании, управлении развитием сети взаимодействия принципов открытости, гибкости, целостности, событийности пространства. Заключение. Динамика сферы образования взрослых связана с ориентацией образования на развитие личности обучающегося, например через механизм образовательного пространства. В его основе – сетевое взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов, в том числе образовательных организаций и общественных объединений. В содержании процесса управления их взаимодействием приоритетны задачи, связанные с освоением педагогической реальности – пространства образования взрослых: поддержка условий творческого развития и инициативности обучаемых, вовлечение в образовательный процесс общественности, оформление нормативно-правовой базы, расширение и усложнение связей разных социокультурных институтов, обновление содержательного наполнения образования и др. В результате широкого использования в управлении развитием пространства (ивент-менеджмент) общественных инициатив фиксируется динамика перехода от управления деятельностью образовательных организаций и общественных объединений к координации культурно-образовательных процессов исследуемой территории.
Ключевые слова: пространство образования взрослых, сетевое взаимодействие, образовательные ресурсы, способы управления развитием пространства, неформальное образование
Библиография:
1. Knowles M. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1984.
2. Cross К. Р. Classroom research: helping professors learn more about teaching and learning, in Peter Seldin (ed.). How Administrators Can Improve Teaching. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1990. Р. 122–142.
3. Lindeman Е.С. The Meaning of Adult Education, New York: New Republic. Republished in a new edition in 1989 by The Oklahoma Research Center for Continuing Professional and Higher Education, 1926. URL: http://www.infed.org/thinkers/et-lind.htm
4. Mezirow J. Transformative Dimensions of Adult Learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1991. Р. 168–169.
5. Mezirov J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco: Jossey Bass, 2000. Р. 3–33.
6. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 25–29.
7. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29–31.
8. Густокашина Л. А. Управление созданием образовательного пространства городского района // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. С. 175–181.
9. Адамский А. И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. 2002. № 4. URL: http://upr.lseptember.rU/2002/04/2.htm (дата обращения: 25.06.2018).
10. Образовательное событие как ресурс соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области в 2012 году. Рыбинск: МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр», 2012. 34 с.
11. Алексеев В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11703 (дата обращения: 04.06.2019).
12. Реморенко И. М. На путях к сетевому управлению // Совместный выпуск газеты «Сельская школа со всех сторон» и журнала «На путях к новой школе». 2003. № 3. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/8
13. Орлихина Н. Е. Развитие региональной системы сетевой организации дополнительного профессионального образования учителей: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 38 с.
14. Петров А. Н. Менеджмент: в 2 ч. Ч. 2: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. URL: https://biblio-online.ru/bcode/400622 (дата обращения: 04.06.2019).
15. Костина Т. И., Молоканова Н. В., Битюкова Г. Н., Кудряшова Н. А. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 56–59. URL https://moluch.ru/archive/127/35348/ (дата обращения: 02.06.2019).
16. Алиева Л. В. Педагогическое управление – условие реализации перспективных моделей внешкольного воспитания детей // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 31–36.
17. Сморгунов Л. В. Сетевая методология исследования политики // Политический анализ: доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / под ред. Г. П. Артемова. М., 2007. Вып. 2. С. 25–43.
18. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального образования как показатель формирования гражданского общества //Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: материалы конф. СПб., 2014. С. 45–49.
19. Илакавичус М. Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2018. 40 с.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 119 — 127
Скачиваний: 694