№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
801 | Статья восполняет недостаток методологии психологического анализа деятельности для групповой учебной работы. Показана специфическая продуктивность групповой учебной деятельности, выявлены единичные и общие стадиальные изменения различных психологических систем. Ключевые слова: единичное, общее, продуктивность, групповая учебная деятельность, учебная кооперация, социальная эргичность | 1043 | |||||
802 | Рассмотрены возможности проектного образования в развитии универсальных учебных действий. На примере изучения темы «Последовательности» описаны различные виды учебных текстов, направленные на реализацию проектной деятельности учащихся на уроках математики. Ключевые слова: проектное обучение математике, учебные тексты, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия | 1043 | |||||
803 | Ставится проблема рецепции сказок братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана и В. Гауфа в русской литературе XIX–XX вв. в литературно-критическом и переводческом аспектах, а также с точки зрения «вторичных текстов». Предварительный обзор материала позволяет констатировать чрезвычайное разнообразие жанровых разновидностей перевода: от собственно перевода до вольного перевода, пересказа и литературной обработки. Перспективным представляется изучение так называемых римейков сказок, рисующих альтернативные варианты развития сюжетов немецких сказок: эпизация и циклизация сказок, перенос известных сюжетов в другую культуру, авторский вариант решения сказочного конфликта и др. Ключевые слова: немецкая литература, сказка, В. Гримм, Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, В. Гауф, русская литература, рецепция, перевод, римейк | 1043 | |||||
804 | В статье анализируются источники, раскрывающие помощь сибиряков пострадавшим от немецкой оккупации районам страны в восстановлении народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны, проводится их классификация. | 1042 | |||||
805 | Статья выполнена в русле коммуникативной стилистики текста и посвящена рассмотрению основных особенностей идиостиля О.Э. Мандельштама, выявленных в процессе комплексного анализа текстовых ассоциативных связей и направлений ассоциирования, стимулированных лексической структурой поэтических текстов автора. | 1042 | |||||
806 | В статье восстановлена философская традиция осмысления природы «желаний» в трудах Аристотеля, Декарта, Кондильяка, Локка, Шопенгауэра, выявлены основные тенденции освоения духовно-чувственных устремлений лирических переживаний в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Вяземского | 1042 | |||||
807 | В статье предлагается классификация сельских малокомплектных школ (на примере Томской области), обосно-вываются особенности дидактической структуры данного вида ООУ (формирование содержания образования на основе принципов тематизма, комплексности, технологический комплекс разновозрастного обучения) Ключевые слова: классификация сельских малокомплектных школ, разновозрастное содержание образо¬вания, технологический комплекс разновозрастного обучения | 1042 | |||||
808 | Рассматриваются содержание и принципы выбора «аналитических» методов организации групповой работы в тренинге. Особое внимание в статье уделяется условиям применения таких «аналитических» методов организации минигрупповой работы для задач формирования прикладных навыков, как проблемно-ориентированные, проектно-ориентированные методы, тренинг-семинар, «кейс стади» и др. Ключевые слова: интенсивное бизнес-обучение, тренинг, методы минигрупповой работы, аналитические методы минигрупповой работы, принципы выбора методов организации работы в группах в тренинге | 1042 | |||||
809 | Статья основана на полевом материале автора 1987–2001 гг. и данных картографических и письменных источников. Рассматриваются хантыйские топонимы как источник этнокультурной информации на примере прямых и опосредованных номинаций, отражающих реалии повседневного быта и домашнего хозяйства хантов. Ключевые слова: традиционная культура ханты, хантыйская топонимия, особенности номинации, этнокультурная информация | 1042 | |||||
810 | В работе, обращенной к исследованию семантики человеческого тела, гетерогенность телесности рассматривается через понятие границ тела. Материалом для анализа выступают восточно-славянская мифологическая традиция, диверсифицированная в фольклоре, литературных текстах; система языка, несущая в себе культурно значимые типизации; особенности обрядовой практики. Тема границы, вырастающая из фундаментальных представлений традиционного сознания о разнородности пространства, проецируется на микрокосм человеческого тела. В символической анатомии возможно выделение внутренних границ, структурирующих тело изнутри, и внешних, фиксирующих границы выходящих во вне структур. Ключевые слова: традиционная культура русских, тело, символическая анатомия, границы тела, миф, фольклор, языковое сознание, ритуал | 1042 | |||||
811 | Проанализированы статистика банкротств и динамика валового внутреннего продукта с учетом итогов финансово-экономического кризиса, предпринята попытка выявления их взаимосвязи. Сделан вывод о том, что функционирование российской системы банкротства определяется прежде всего институциональными факторами, а не макроэкономическими. Ключевые слова: институт банкротства, экономический кризис, динамика ВВП | 1042 | |||||
812 | . | 1041 | |||||
813 | Данная статья посвящена анализу трансформации образа правителя в России при Петре I. На материале американской историографии рассматриваются истоки специфики российских властных мифологем в контексте предшествующего развития и в сравнении с западноевропейскими традициями властвования. | 1041 | |||||
814 | В статье рассматривается система конкурсов профессионального мастерства педагогов Кемеровской области. Представлен опыт Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) по научно-методическому обеспечению организации и проведения областных конкурсов, которое заключается в экспертизе материалов конкурсов, в разработке рекомендаций и пособий, в оказании помощи организаторам, методистам и участникам педагогических конкурсов | 1041 | |||||
815 | Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА. Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, физическая работоспособность, учащиеся общеобразовательной школы и ВУЗа | 1041 | |||||
816 | В статье рассматривается вопрос о репродуктивной речевой практике преподавателя. Особое внимание обращается на определение места и значения репродуктивной речи учителя в профессиональной педагогической коммуникации, а также на ряд недостатков, возникающих в процессе переработки учителем информации первоисточников и создания единого жанрово-стилистического пространства внутри урока как речевого произведения. Ключевые слова: продуктивная и репродуктивная речь учителя, первоисточники научно-методической информации, приемы переработки и адаптирования исходного материала, недостатки использования репродуктивной речи | 1041 | |||||
817 | Статья представляет опыт организации спортивно-массовой работы Томского политехнического университета со студенческой молодежью. Показаны организационно-методические особенности работы со студентами нефизкультурных специальностей и направлений подготовки в рамках группы спортивного совершенствования по футболу. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие положительное влияние футбола как вида физической культуры и спорта в системе спортивно-массовой работы вуза на формирование здорового образа жизни студентов названной группы. Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенческая молодежь, футбол, спортивно-массовая практика вуза, группа спортивного совершенствования, метод опроса | 1041 | |||||
818 | Статья посвящена проблеме литературного развития детей дошкольного возраста. Раскрывается необходимость приобщения детей к чтению. Проанализирован краткий исторический аспект вопроса. Даются понятия, связанные с процессом чтения. Подробнее анализируются особенности читательского развития и литературного развития с учетом позиций разных авторов. Описывается диагностическая методика по изучению уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования предлагается модель литературного развития детей и результаты ее внедрения. Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательский интерес, восприятие художественной литературы, чтение, проектная деятельность, интеграция | 1041 | |||||
819 | «Блудный сын» как модель поведения: Евангельский мотив в контексте биографии и творчества Ф.М. Достоевского | 1040 | |||||
820 | В статье раскрывается своеобразие когнитивной семантики. С этой целью соотносится языковое значение с основополагающими категориями когнитивной лингвистики – когницией, информацией, дискурсом, знанием и сознанием. | 1040 | |||||
821 | Целью статьи является обоснование эгалитаризма и социальной стратификации в качестве сконструированных социальных проблем через применение коммуникативного и феноменологического методов. | 1040 | |||||
822 | Автор рассматривает социально-психологических факторы, детерминирующие насильственную преступность несовершеннолетних – негативное влияние ближайшего окружения, применение насилия в отношении несовершеннолетнего, недостатки в деятельности образовательных, досуговых учреждений. | 1040 | |||||
823 | Статья посвящена анализу ингратиации, под которой подразумеваются все те приемы, с помощью которых люди пытаются моделировать свой образ в глазах других для того, чтобы, повысив свою привлекательность, получить возможность лучшего и более полного удовлетворения собственных потребностей, достижения своих целей или получения выгоды. Взаимодействие типа инграциации становится специфической формой процесса межчеловеческого общения. Критерием, позволяющим отделить ингратиацию от любого другого поведения, направленного на получение одобрения, и которое можно было бы назвать бескорыстным или спонтанным, является факт нарушения некоторых норм или правил, по которым идет взаимодействие. Ингратиация представляет собой особый вид манипуляционного поведения, цель которого – сформировать у партнера позитивную установку по отношению к субъекту. Формы ингратиационного поведения будут зависеть от занимаемой позиции в социальной иерархии Ключевые слова: ингратиация, критерии ингратиации, процесс межчеловеческого общения, манипуляционное поведение, формы ингратиационного поведения | 1040 | |||||
824 | Статья посвящена рассмотрению социокультурного контекста, в котором ведется поиск моделей образовательных практик сельской школы, адекватных меняющимся требованиям современности. Информационно-коммуникативный, плюральный и технологический характер социальности постиндустриального общества позволяет сельской школе успешно развивать сельский социум, способствуя положительному самоопределению учащихся по отношению к различным видам социальной деятельности в условиях своего села Ключевые слова: образовательная практика, человеческий потенциал, сельская школа, образовательные результаты, открытость, коммуникация | 1040 | |||||
825 | Статья является результатом теоретического изучения содержания понятия «криминалистическая характе- ристика личности несовершеннолетнего преступника». Рассмотрены криминалистически значимые формы проявления индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних преступников в способе отдельных действий относительно события насильственного преступления: сокрытия следов и постпреступном по- ведении. Ключевые слова: криминалистическая характеристика личности преступника, влияние индивидуально-личностных особенностей преступника на способ совершения преступления, личность несовершеннолетнего преступника, насильственное преступление | 1040 | |||||
826 | Выявляются формы и способы воплощения экзистенциальной парадигмы в художественном и нехудожественном (критика, публицистика) творчестве Е. И. Замятина (от проблемно-тематического уровня до жанрового); обосновывается сложное взаимодействие экзистенциального и диалогического типов сознания в мировоззрении писателя. Ключевые слова: творчество Е. И. Замятина, экзистенциальное сознание, диалогическое сознание, ми1. Хатямова М. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 2. Письма Е. И. З | 1040 | |||||
827 | Проблема гендерных особенностей речевой агрессии рассматривается на ассоциативном, текстовом и диалогическом уровнях. Подчеркивается, что речевая агрессия имеет специфические особенности, связанные с различными психологическими механизмами функционирования речи, уровнями актуализации языкового сознания и индивидуальными особенностями речевых кодов языковой личности. Утверждается, что степень проявления и формы вербальной агрессии обусловлены социокультурными факторами. Предметом эмпирического исследования стала специфика мужского и женского агрессивного дискурса, объективируемая в устной и письменной речи человека. | 1039 | |||||
828 | «Мусорный ветер» А. Платонова: спор с Р. Декартом | 1039 | |||||
829 | В статье О.В. Брусника, В.В. Обухова «Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе классической механики» речь идет об использовании правила суммирования Эйнштейна. Применение данного правила позволяет не только упростить выражение, но и облегчить выводы различных формул. С другой стороны, оно приучает студента к обозначениям, принятым в теории поля. Материал статьи можно использовать при изучении теоретической физики в педагогических вузах | 1039 | |||||
830 | В данной статье дается характеристика различных форм перехода к демократии. С помощью этого материала анализируется неудача демократического перехода в России. Автор делает попытку анализа современного политического режима России. | 1039 | |||||
831 | В статье рассматривается сущность управления процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне. Ключевые слова: профессиональное мастерство, профессиональный рост, совершенствование профессионального мастерства, управление | 1039 | |||||
832 | В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» | 1038 | |||||
833 | Статья посвящена изучению функциональной ассимиляции лексики иноязычного происхождения в системе русского языка на материале томских памятников письменности XVII века. Общие сочетательные способности заимствований рассмотрены в зависимости от их семантических, морфологических и синтаксических особенностей как стремление к реализации сочетательных потенций исконно русских слов. | 1038 | |||||
834 | Целью данной статьи является анализ синонимичных отношений английских прилагательных fresh и new с точки зрения когнитивной лингвистики. | 1038 | |||||
835 | СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЕЙ | 1038 | |||||
836 | В работе представлены результаты апробации математической модели расчёта гидрографа весеннего половодья на лесных и заболоченных водосборах по методу Д.А. Буракова. Предложены ее модификации, учитывающие ландшафтные особенности процессов, протекающих на поверхности водосбора и в его русловой сети. На примере 6 малых рек показана работоспособность модели и определены границы её применимости. Ключевые слова: заболоченный водосбор, залесённость, гидрограф весеннего половодья, водоотдача, качество прогноза, водность года, объём половодья, слой стока, микроландшафт, кривые добегания, оптимизация, водный баланс | 1038 | |||||
837 | Тыняновская концепция «Евгения Онегина» (не движение событий, но движение словесных масс) послужила опорой для формирования общетеоретических положений о смыслообразующих компонентах литературного текста, в наиболее полном виде развернутых в книге «Проблема стихотворного языка». Такие смыслоразличительные структуры языка поэзии, как единство и теснота стихового ряда, динамизация речевого материала, сукцессивный процесс речи в стихе, - установленные Тыняновым в «Проблеме…», репрезентируют онегинский текст как новую форму стихового романа, а в нем - смысловой статус слова, деформированного стихом. В статье рассматриваются случаи соприкосновения «Проблемы стихотворного языка» с пушкинским романом, имплицитно формирующим перспективы исследования поэтической семантики. Ключевые слова: стиховой роман, эквиваленты текста, ритм, смысловой статус слова, структуры языка поэзии | 1038 | |||||
838 | В данной статье автор рассматривает и конкретизирует понятие «исследовательская компетентность» с опорой на международный и отечественный опыт. Показана взаимосвязь уровня данной компетентности и процесса профессионального развития педагога в концепции праксеологического подхода. Ключевые слова: исследовательская компетентность, методологическая культура, основные компетенции, ключевые компетенции, праксеологический подход | 1038 | |||||
839 | Авторы предлагают новые подходы к инновационному образовательному процессу в средней школе посредством проектной деятельности «Река времени». Проект заключается в моделировании педагогической технологии, реализующей особые образовательные и социокультурные функции, а также обеспечивающей сотрудничество между учителями, родителями и детьми в пространстве интеллектуального образования. Ключевые слова: образовательный проект, проектная деятельность, социализация, сообщество учителей и учащихся, взаимодействие взрослых и детей. | 1038 | |||||
840 | В статье представлены две модификации рейтинговой системы: интегральная и дифференциальная. Интегральная рейтинговая система основана на суммировании баллов по всем видам учебной деятельности за семестр. При дифференциальной рейтинговой системе итоговый рейтинг определяется как среднеарифметическое промежуточных рейтингов по каждой теме. Рассматривается возможность применения различных моделей дифференциации при разработке системы заданий в рамках рейтинговой системы. Проведен сравнительный анализ и рассмотрена роль рейтинговой системы в процессе обучения математике в медицинском университете. Ключевые слова: методика преподавания математики, рейтинг, рейтинговая система, дифференцированный подход | 1038 | |||||
841 | В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по определению эффективности равномерного и концентрированного распределения тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в спортивном отделении вуза по летнему полиатлону. Данная методика использовалась при подготовке сборной команды университета к международным соревнованиям и оказала полезное воздействие на достижение конечного положительного результата. Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, тренировочная нагрузка, этап подготовки, концентрация, контрольное тестирование | 1038 | |||||
842 | Древняя система именной классификации, отразившаяся в исторические эпохи в виде наличия определенных типов основ, представляет значительное единство для всех индоевропейских языков. На определенном этапе доисторического развития индоевропейских языков сформировалась двучленная классификация, основанная на оценке всех предметов и явлений по той роли, которую они играли в процессе деятельности человека и познании им окружающего мира. Трехчленная родовая классификация сформировалась позднее. Отголоском существования древней индоевропейской категории одушевленности/неодушевленности является существование склонений существительных на определенные основы на более позднем этапе развития индоевропейских языков. Ключевые слова: индоевропейское именное склонение, основообразующий формант, семантический признак, категория одушевленности/неодушевленности, родовая дифференциация, этнокультурная значимость | 1038 | |||||
843 | Автором проанализирован опыт организации конкурса детских исследовательских работ; сформулированы проблемы организации исследовательской работы с детьми младшего возраста, выделены типичные недочеты в организации детского исследования. Ключевые слова: продуктивная деятельность, исследовательская деятельность младших школьников, конкурс детских исследовательских работ, подготовка педагогов | 1038 | |||||
844 | Михаил Аркадьевич Полумордвинов (1867–1917) – офицер-пограничник, востоковед, член Общества русских ориенталистов (Харбин). Обращение к его жизни и творчеству поможет лучшему пониманию характера русского востоковедения в Китае начала XX в., а также анализу коллекций Полумордвинова, находящихся в томских хранилищах. Его биография мало изучена, хотя и привлекала внимание исследователей. Используются новые данные, по-новому интерпретируется ранее известный материал. Рассматривается связь служебной деятельности военного с его занятием ориенталистикой, делается вывод не только о наличии этой обусловленности, но и о том, что она выходила за данные рамки, определяясь личными склонностями востоковеда и особенностями исследований Азии в «русском Харбине». Ключевые слова: востоковедение, евразийство, Полумордвинов, Особый корпус пограничной стражи, русско-японские отношения, Маньчжурия, Китайско-Восточная железная дорога, Харбин, Общество русских ориенталистов, Томский областной краеведческий музей | 1038 | |||||
845 | В статье дана авторская концепция персонифицированного рассмотрения отечественной истории в облике академика А.Д. Сахарова. Статья написана на материалах Общественного архива А.Д. Сахарова. Интересным является утверждение автора о том, что КГБ, и ЦК КПСС, признавали право за обществом на оппозиционное осмысление происходящих в стране событий, поскольку было бы ошибкой думать, что такое «разрешенное» в кавычках мышление могло серьезно угрожать политическому строю страны. Позиция инакомыслящих не была чужда общественному мнению страны, в противном случае они не пользовались бы авторитетом «идеологического противника» бюрократии. | 1037 | |||||
846 | В статье анализируются основные подходы к организации педагогического образования. Результат авторского теоретического исследования представляет инновационную, модель, включающую структуру, принципы и технологию построения образовательного стандарта среднего педагогического образования | 1037 | |||||
847 | В статье рассмотрен аксиологический аспект развития активности современных студентов 1–3 курсов обучения в вузе. Представлено теоретическое обоснование проблемы ценностей и ценностных ориентаций в развитии активности личности. Отражены результаты эмпирического исследования ценностей и их взаимосвязь с самоотношением у современных студентов. Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, активность, самоотношение, саморазвитие | 1037 | |||||
848 | Статья посвящена развитию инклюзивного образования как современного направления в педагогике. Анализируется роль психолого-медико-педагогической комиссии в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описан опыт обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, психолого-медико- педагогическая комиссия, особые образовательные потребности, реабилитация, комплексная диагностика | 1037 | |||||
849 | Рассматриваются результаты научного исследования по разработке и апробации программы комплексного восстановления при занятиях гиревым спортом, проводившимся у высококвалифицированных гиревиков, входя¬щих в состав сборной Томской области. Показано, что использование правильно подобранных средств восстанов¬ления, таких как педагогические, медико-биологические и психологические, способствуют достоверному улучше¬нию показателей всех функциональных проб, используемых в качестве контроля эффективности. Особенно необ¬ходимо отметить снижение отрицательного воздействия тренировочных нагрузок анаэробного характера на сер¬дечную мыттттгу, которое было зафиксировано с помощью микрокардиоанализатора «МК-02», в виде уменьше¬ние числа одиночных экстрасистол во время тренировки. Ключевые слова: средства комплексного восстановления, спортсмены-гиревики, кислородотерапия, функ¬циональные пробы, алактатно-кислородный долг, тренировочный процесс, утомление | 1037 | |||||
850 | Приведены результаты по ферментативной активности в торфяных залежах эвтрофного болота в естественных и антропогенных условиях. Установлено, что в антропогенно-преобразованной залежи активнее происходят процессы гидролиза углеводов при участии инвертазы. В естественной торфяной залежи интенсивнее протекают действия гумификации органического вещества при участии оксидоредуктаз – полифенолоксидазы, пероксидазы и каталазы. Ключевые слова: торфяная залежь, ферменты, биохимическая активность, агролесомелиорация | 1037 |