Поиск
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "310//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | - | 963 | ||||
2 | В повести В. Пелевина иронически переосмысляются жанровые клише антиутопических романов XX в., обыгрываются их образы, сюжетные линии, мотивы. Например, мотивы «древнего дома», рукописи, борьбы, основанной на противостоянии индивидуального и коллективного, пространственной изолированности и т. д. Все это свидетельствует об укорененности и жизнеспособности антиутопической традиции в современной литературе. Ключевые слова: антиутопия, утопия, повесть, жанровый шаблон, мотив рукописи, пародия, В. Пелевин | 992 | ||||
3 | В повести «Еще до войны» (1971) В. Липатов обращается к традициям «колхозного романа» и советской массовой культуры 1930–1950-х гг., создавая образ таежной деревни Улым. Используя архаические мотивы и образы, в том числе и связанные с обрядом инициации: дома в лесу, подменного жениха, сироты, блудного сына, автор выстраивает циклическую модель патриархального мира, накладывая на идиллический топос одновременно: представления о языческом рае, миф о патриархальной деревне как самодостаточной и цельной, советские мифологемы. Миф, являющийся первоосновой сюжета, дает возможность сосуществования всех трех пластов. Главная героиня повести – носительница индивидуального сознания проходит своего рода инициацию, приобщаясь к природным, вечным формам бытия, и в то же время выходит за рамки идиллического хронотопа, покидая замкнутый мир, главной целью которого является продолжение рода. Ключевые слова: повесть, В. Липатов, идиллия, «Еще до войны», хронотоп, фольклорные мотивы, инициация, «колхозный роман», деревенская проза | 741 | ||||
4 | Статья посвящена профессиональной педагогической и научной деятельности заслуженного работника культуры РФ доктора филологических наук профессора Валентины Егоровны Головчинер. Представлены основные научные направления ее работы (теория и история драмы, история русской литературы ХХ в.). Дан обзор наиболее важных работ в сфере изучения эпической драмы в русской литературе ХХ в.; освещены исследования по творчеству А. Пушкина, М. Горького, В. Маяковского, Е. Шварца, Н. Эрдмана, Г. Горина и др. писателей; обозначены статьи по актуальным теоретическим проблемам современного литературоведения. Отмечены заслуги в области театральной критики, а также в многолетней педагогической практике в Томском государственном педагогическом университете. Авторы статьи выражают благодарность профессору за плодотворное сотрудничество, наставничество, дружеское отношение к студентам и коллегам. Ключевые слова: юбилей, доктор филологических наук профессор В. Е. Головчинер, театральная критика, научная деятельность | 907 | ||||
5 | Проанализированы итоговые отчеты бакалавров по прохождению учебной фольклорной практики на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета. Показано, как учебная фольклорная практика способствует развитию коммуникативных навыков, учит разного рода формам сотрудничества, воспитывает уважительное отношение к народному творчеству. Отличие учебной практики для бакалавров заключается в составлении итогового отчета, представляющего собой анализ всех видов деятельности: методы, способы достижения задач; связь практики с теоретическим курсом обучения; выводы о результатах практики и о перспективе дальнейшей работы; предложения и рекомендации по организации практики. Развитие универсальных видов деятельности (коммуникативной, аналитической), обеспечивающих подготовку будущих учителей, способных не просто к репродуктивной, но и активно-творческой работе. Ключевые слова: учебная фольклорная практика, устное народное творчество, детский фольклор, анализ фольклорного материала, федеральный государственный образовательный стандарт | 735 | ||||
6 | В повести В. Липатова «Деревенский детектив» (1968) пародируются штампы милицейского романа 1960–1970-х гг. В своем произведении В. Липатов пародирует традиционные детективные клише, помещая героя в анекдотические ситуации пространства современной деревни. В. Липатов создает произведение, отвечающее запросам массового читателя, используя узнаваемые ситуации, привычных, шаблонных героев, известных по произведениям «деревенской прозы» и «милицейского романа». Ключевые слова: В. Липатов, «Деревенский детектив», массовая литература | 838 | ||||
7 | «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2004) Л. Улицкой – произведение, изданное в формате детской книги, но обнаруживающее в подтексте адресацию взрослому читателю. Интертекстуальный код «Истории…» позволяет обнаружить отсылки к космогоническому мифу. Главная героиня выступает в ипостаси: демиурга, пытающегося создать собственный космос (упорядоченное бытие); одинокой женщины, пытающейся преодолеть свое одиночество; наконец, узнаваемого героя фольклорной сказки, не обладающего необходимыми для культурного героя способностями, что приводит к катастрофе. Рукотворный демиургизм Мыши подвергается осмеянию, а сама «История…» прочитывается как произведение о преодолении одиночества и обретении семьи. В основе авторской концепции лежит идея о мудром мироустройстве, при котором даже досадные случайности способствуют установлению гармонии и счастья. Ключевые слова: сказки Л. Улицкой, литература с двойной адресацией, современная детская литература | 773 | ||||
8 | Исследуются приемы построения художественного пространства в повести-сказке С. К. Данилова «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек». Реальное пространство, представляющее собой угол под лестницей старого деревянного дома, трансформируется в фантазии героини в особый сказочный мир, в котором сплетаются отрывки воспоминаний и несистематизированные сведения об окружающем мире. Приключения героини связаны с перемещением в пространстве, преодолением преград, что характерно для фольклорной сказки. Героиня стремится упорядочить окружающий хаос пространственных объектов, не поддающихся космизации: сказочное пространство миметично, его структуризация по принципам реального мира невозможна. Пространство непосредственно связано с героиней, создающей с помощью своей фантазии целый мир, населенный волшебными существами и имеющий узнаваемые сказочные топосы (кисельные болота, молочные реки), реалии современного мира (старый сарай, улица Тверская). В сознании ребенка они наделяются сказочными функциями. Пространство Страны соответствует архетипическим моделям: открытое пространство противопоставляется закрытому. Важную роль в пространственной модели выполняет оппозиция «верх-низ». В сказке С. К. Данилова переосмысляется сюжет волшебной сказки, связанный с обрядом инициации. Обретшая сакральное знание в «темном-претемном» углу под лестницей, соединяющей разные пространственные уровни, параллельно пережив мнимую смерть – инициацию в сарае Старьевщика, получив сакральное знание в подземной пещере киголов, героиня выходит из пространственного тупика и весело бежит вверх, преодолевая безысходность «пропащего» места. Ключевые слова: С. К. Данилов, «Принцесса Агашка», детская литература, повесть-сказка, литератур- ное краеведение | 832 | ||||
9 | Анализируются образы игрушек в произведениях сибирских писателей начала XXI в.: повести-сказке С. К. Данилова «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек», В. В. Шкаликова «Пегасик», Ю. С. Буркина «Год принцессы Букашки». Игрушка, имеющая древнейшее происхождение и совмещавшая в себе обрядово-сакральные, игровые, психологические функции, является одним из классических образов детской литературы. Все эти свойства поразному отражаются в произведениях сибирских авторов. В повести-сказке С. К. Данилова старые игрушки выполняют функции помощников, проводников, хранителей знаний, служат зеркальным отражением внутреннего мира Агашки, а также олицетворяют состояние покинутости и заброшенности, способствуют формированию важных личностных качеств главной героини. Старым куклам, олицетворяющим истинные ценности (доброта, дружба, милосердие), противопоставляются куклы Синди, символизирующие ценности эпохи потребления. Преодолев искушения, связанные с проблемой выбора жизненных идеалов, Агашка покидает игровую площадку Страны Неведомых Зверушек и отправляется в реальный мир состоявшейся личностью. В «Пегасике» В. В. Шкаликова в образе деревянной солонки обнаруживаются древнейшие солярные образы-символы (крылатый конь, птица), имеющие важное культурно-историческое значение. Акт творения игрушки, созданной из природного материала, приводит к пробуждению и в прямом смысле к оживлению неодушевленного материала, становится толчком, побуждающим героев к поиску смысла существования. В цикле рассказов Ю. С. Буркина «Год принцессы Букашки» игрушки выполняют важную функцию оберега. Помимо этого в произведениях сибирских авторов обнаруживаются отсылки к классической детской литературе – произведениям А. Н. Толстого, Саши Черного, А. Барто, Н. Носова и т. д. Ключевые слова: С. К. Данилов, В. В. Шкаликов, Ю. С. Буркин, «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек», «Пегасик», «Год принцессы Букашки», детская литература, образы игрушек | 819 | ||||
10 | Введение. Творчество В. Роньшина принадлежит к феномену двухадресной литературы, т. е. ориентировано на детскую и взрослую аудиторию, и имеет значительный педагогический потенциал, актуализируя важные для воспитания нравственные и этические проблемы. Облегченная форма повествования, не требующая от читателя значительных интеллектуальных усилий, использование приемов массовой литературы свидетельствуют о стремлении автора развлечь, позабавить читателя. Цель – проанализировать страшилки В. Роньшина для выявления их художественного своеобразия. Материал и методы. Материалом послужили произведения В. Роньшина, написанные в жанре страшилки. Использованы методы сравнительно-сопоставительного, мотивного анализа. В качестве теоретической базы привлекались работы отечественных и зарубежных литературоведов: Е. М. Мелетинского, М. А. Черняк, Б. Дземидока, Е. А. Полевой, А. И. Куляпина. Результаты и обсуждение. В. Роньшин использует образы, мотивы, жанры традиционного фольклора (страшилки, сказки, анекдоты, садистские стишки), с детства знакомые читателю. Этим достигается, во-первых, эффект узнавания, облегчающий читателю восприятие произведений подобного рода, во-вторых, реализуется установка на развлекательность. Несмотря на то, что книги В. Роньшина ориентированы на детскую аудиторию, о чем свидетельствует использование жанров, традиционных для детского фольклора, его произведения адресованы и взрослым, поскольку содержат элементы черного юмора, специфические комические приемы (алогизм, прием несоответствия поведения героя обстоятельствам, слова-инвективы и пр.), элементы физиологизма. Центральная проблема анализируемых произведений – педагогическая несостоятельность родителей, их неготовность к диалогу с детьми. Заключение. В. Роньшин создает произведения, используя хорошо знакомые широкой аудитории фольклорные жанры и приемы комического, чем привлекает как взрослых, так и детей. При этом автором транслируются идеи, имеющие педагогический потенциал. Например, многие «страшилки» заставляют задуматься, что в противостоянии отцов и детей победа одной из сторон часто достигается ценой нравственной деформации личности. Ключевые слова: Валерий Роньшин, страшные истории, страшилки, литературная сказка, двухадресная литература, детская литература | 802 | ||||
11 | Введение. Повесть Е. Г. Водолазкина «Близкие друзья» была опубликована в 2013 году и еще не стала объектом пристального внимания литературоведов. В качестве отправной точки исследования были использованы материалы интервью Е. Г. Водолазкина и статья А. А. Бернацкой. Большую роль в повести играет историко-литературный и культурологический контекст, который не становился объектом специального исследования. Анализ интертекста позволит выявить более широкую, чем проявлена в сюжетной логике, проблематику произведения. Цель – исследовать художественное (система персонажей, приемы раскрытия образа героев, интертекст) и тематическое своеобразие повести для выявления идеи произведения. Материал и методы. В работе использованы сравнительно-сопоставительный, историко-культурный методы. Теоретической базой послужили работы отечественных и зарубежных литературоведов. Результаты и обсуждение. Повествовательную манеру Е. Г. Водолазкина отличает наличие дистанции между героем и автором-повествователем. Внутренний мир героев повести остается в большей степени закрытым, описываемые события подаются в документально-отстраненной манере, в результате чего поступки и действия персонажей оказываются немотивированными, что затрудняет проникновение во внутренний мир героев. Интертекстуальность и историко-культурный контекст являются основными способами раскрытия проблематики повести. Упоминаемые в тексте произведения («Смерть в Венеции» Т. Манна, «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте и др.), элементы обрядовых игр (инициация) помогают понять, что происходит в сознании героя Ральфа Вебера, какие именно переживания становятся для него определяющими. Аллюзивный план повести позволяет в бытовых действиях персонажей (Ральфа и Эрнестины) обнаружить более глубокий смысл и соотнести проблематику «Близких друзей» с определенным культурно-литературным контекстом. Заключение. Создавая образы персонажей – носителей германской ментальности середины ХХ века, Е. Г. Водолазкин использует аллюзии на знаковые тексты немецкой культуры (И. В. Гёте, Э.-Т.-А. Гофмана, Т. Манна). Отсылка к упоминаемым произведениям помогает сориентироваться в художественном пространстве повести, определить доминантные черты характеров героев, постичь нравственно-философскую проблематику произведения. В повести можно выделить несколько уровней повествования: бытовой, символический, исторический. На уровне бытовом поступки и действия Эрнестины нелогичны и непоследовательны: требуя соблюдения клятвы от друзей, она нарушает ее, руководствуясь неосознанными желаниями и физиологическими потребностями. На уровне символическом Эрнестина является носителем тайного знания, а ее действия продиктованы стремлением воссоединения, сохранения, продолжения рода, что делает ее олицетворением созидающих сил природы. Ральф является носителем исторического знания и связанного с ним осознания исторической вины Германии перед русским народом. Исполнение детской клятвы ограждает его от хаоса бытия, наполняет жизнь смыслом. Окончательное воссоединение мертвых и живых на кладбище – локусе самых острых исторических и культурных переживаний – символизирует единство и преемственность поколений, противостоящих катастрофе разъединения и, как следствие, преодоления распада, уничтожения. Ключевые слова: Евгений Германович Водолазкин, повесть «Близкие друзья», современная русская литература, литературный контекст | 911 | ||||
12 | Введение. Малая проза С. Силина еще недостаточно изучена литературоведами, однако его произведения вызывают интерес среди читателей разных возрастов и могут быть отнесены к двухадресной литературе, т. е. литературе, адресованной как детям, так и взрослым. Анализ произведений писателя, использующего приемы садистских стишков, страшной истории и анекдота, способствует более глубокому осмыслению основных тенденций развития современной российской прозы для детей. Цель – выявить жанровое своеобразие малой прозы С. Силина в соотнесении с фольклорной традицией. Материал и методы. Теоретической базой исследования послужили труды фольклористов Е. М. Мелетинского, Е. Курганова, О. Н. Гречиной, М. В. Осориной и др. Материал исследования – рассказы С. Силина. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ позволил выявить характерные особенности малой прозы С. Силина. Писатель использует приемы нескольких фольклорных жанров: легкое отношение персонажей к смерти, гротеск, парадокс, юмористическая концовка, мнимое благополучие финала. Дети и взрослые представлены носителями гипертрофированно усиленных отрицательных качеств. Малая проза писателя адресована как взрослым, так и юным читателям. Заключение. В своем творчестве С. Силин трансформирует жанры городского фольклора: страшных историй, садистских стишков, анекдотов, чтобы заострить проблемы «отцов» и «детей», дать возможность взрослым и детям увидеть друг друга со стороны. К характерным особенностям малой прозы писателя относятся: легкое отношение к смерти, отсутствие катарсиса, абсурдный финал, наделение персонажей гипертрофированными качествами (жестокость, недисциплинированность, непослушание и т. д.). Рассказы чаще всего имеют кольцевую композицию, свидетельствующую о том, что основной конфликт произведения остался неразрешенным. Важную роль играют заглавия: в них содержится основная проблема рассказа. Использование фольклорных жанров позволяет автору донести до своих читателей в привычной с детства игровой форме важные педагогические идеи, а также выявить социальные, общественные и семейные проблемы. Ключевые слова: Сергей Силин, детская литература, трансформация фольклорных жанров, страшная история, садистский стишок, анекдот | 745 | ||||
13 | Введение. Раскрывается специфика архетипических образов земли, воды, воздуха в цикле Л. Горалик о Венисане, что способствует более глубокому осмыслению основных тенденций развития современной русско-язычной прозы. Цель – выявить своеобразие архетипических образов в цикле Л. Горалик о Венисане. Материал и методы. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных структуралистов, мифологов. Материал исследования – цикл Л. Горалик о Венисане. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ позволил выявить характерные особенности архетипических образов в цикле Л. Горалик. Образы воды, земли и воздуха противопоставлены образу камня. Если камень символизирует стабильность, защищенность, надежность, то вода, а также земля и воздух – неупорядоченную стихию свободы, несущую как освобождение от замкнутого и упорядоченного мира, так и ощущение страха, неизвестности, хаоса. Отсюда следует, что образы стихий амбивалентны по своей природе: с одной стороны, олицетворяют жажду освобождения, кроме того, символизируют воскрешение, рождение, обретение смысла своего существования, с другой стороны, рождают чувство незащищенности, опасности. Благодаря архетипическим образам в произведении проявляется глубинный, внутренний смысловой пласт. Если на событийном уровне трилогия прочитывается как история о противостоянии личности и социума, то на глубин ном – о пути противоречивого становления героини, обнаруживающей в себе потаенные, непонятные ей самой желания и страхи, которые она пытается побороть либо, наоборот, реализовать. Заключение. В цикле о Венисане Л. Горалик рисует неблагополучный и депрессивный мир, который пытается изменить главная героиня. Параллельно разворачивается сюжет поиска самости, внутренней гармонии, отражающиеся в архетипических образах камня, воды, земли, воздуха. Героиня стремится вырваться за рамки привычного существования и переживает чувство свободы, одновременно пугающей и манящей. Обретенная свобода не дает желаемого удовлетворения, в результате чего она ищет спасения в привычном, структурированном пространстве. Сюжет нового рождения (посредством проникновения в природную стихию) циклически повторяется в каждой из частей цикла с различными вариациями. Ключевые слова: Линор Горалик, подростковая литература, фэнтези, «Холодная вода Венисаны», цикл о Венисане | 486 | ||||
14 | Введение. В последние десятилетия фэнтези приобретает особую популярность, о чем свидетельствуют многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных авторов, работающих в этом жанре. К фэнтези можно причислить и цикл Л. Горалик о Венисане. В анализируемом цикле ставятся актуальные для подростковой литературы проблемы взаимоотношения поколений («отцов и детей»), раскрываются отношение к смерти, осмысление собственной идентичности, способы познания окружающего мира. Цель работы – охарактеризовать систему персонажей цикла Л. Горалик о Венисане. Материал и методы. В работе использовались труды отечественных структуралистов, фольклористов, мифологов. Результаты и обсуждение. В цикле о Венисане представлена достаточно сложная и многообразная система персонажей, среди которых можно выделить как реалистических (родители, учителя, дети), так и мифологических (унды, птицы габо) персонажей. Если реалистические персонажи способствуют осмыслению проблем, характерных для подростковой литературы (взросления, обретения собственной идентичности), то мифологические помогают понять скрытое, тайное значение происходящего. Заключение. Мир взрослых в цикле противопоставлен миру детей. Дети пытаются приспособиться ко все более деструктивной реальности, вырабатывая механизмы защиты, способствующие их физическому выживанию. Исключением становится главная героиня, пытающаяся изменить существующий порядок вещей. Отличие Агаты от остальных персонажей заключается в ее стремлении во что бы то ни стало найти истину и восстановить нарушенную (по ее мнению) социальную и семейную гармонию. В этом ей помогают не столько рациональные (рассудительность, ум) качества, сколько чувственные способы восприятия мира, так как единственными константами для достижения истины становятся ее предчувствия, ощущения, переживания, мечты. В мире духовной и физической несвободы героине не на что опереться, кроме как на собственные тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические ощущения. Проблема заключается в том, что для читателя (и, возможно, самой героини) не всегда очевидна граница между воображаемыми ощущениями и реальными. Ключевые слова: Линор Горалик, подростковая литература, фэнтези, «Холодная вода Венисаны», цикл о Венисане, система персонажей | 489 |