Поиск
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "295//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | . | 1265 | ||||
2 | . | 984 | ||||
3 | Рецепция в Сибири в очерках И.А.Кущевского | 953 | ||||
4 | - | 1001 | ||||
5 | Введение. Актуальность статьи определяется возросшим интересом филологов и широкой общественности к личности и творческому наследию И. С. Тургенева в год его 200-летнего юбилея. Вместе с тем несмотря на давние традиции изучения личности и творчества русского писателя в школе, наблюдается отставание педагогического тургеневедения от научного. Материалы и методы. Гипотетически сформулированная проблема была подтверждена в ходе анализа научно-методических работ и диагностики остаточных знаний учащихся. Результаты и обсуждение. Выявлены стереотипы восприятия учащимися личности писателя и его творчества. Рассмотрены продуктивные способы и формы знакомства учащихся с личностью писателя, новые жанры создания биографического очерка. Особое внимание уделено тургеневской концепции природы и любви, их эстетической и философской сущности. Предложены новые методические приемы активизации читательской деятельности учащихся, в частности приемы создания интертекстуальности (на материале обращения к пейзажам художников Барбизонской школы). Представлены пути ознакомления учащихся с усадебными текстами писателя в контексте русской усадебной культуры. Даны конкретные рекомендации включения в систему уроков литературы в 10-м классе романа «Дворянское гнездо». Раскрыты новые подходы к изучению романа «Отцы и дети», предложена методика его сопоставления с телесериалом Авдотьи Смирновой «Ошибка Базарова», созданного по мотивам произведения писателя. Заключение. С целью актуализации восприятия романа Тургенева учащимися разработана модель урока-диалога с привлечением произведения современной литературы (ремейка Веры Чайковской «Новое под солнцем»). В целом исследование показало, что дальнейшее методическое совершенствование процесса изучения личности и творчества Тургенева в школе возможно при опоре на сложившиеся традиции и использование новых форм и способов организации читательской деятельности учащихся, а также повышение филологической компетентности учителя-словесника. Ключевые слова: проблема изучения личности и творчества Тургенева в школе, традиции и новаторство, стереотипы восприятия мира писателя, диагностика знаний, тургеневская концепция природы и любви, усадебный текст, приемы активизации читательской деятельности, приемы создания интертекстуальности, актуализация классического произведения, мультимедийность урока литературы | 1287 | ||||
6 | Введение. Показана многогранная деятельность И. С. Тургенева как русского европейца, которая рассматривается с разных позиций: биографической, социальной, политической, философской, культурологической. Цель – истолкование генезиса понятия «русский европеец» и его бытования в русской культуре, исследование роли писателя в российско-европейском культурном трансфере с привлечением его биографии, общественной, переводческой деятельности и художественного творчества. Материал и методы. Исследование осуществлялось посредством использования комплексного подхода к анализу социально-культурных явлений и обеспечивалось системой методов: биографический, историко-литературный, историко-функциональный, культурно-исторический и сравнительно-типологический. Результаты и обсуждение. Системный подход к рассмотрению заявленной проблемы позволил исследовать ее в синхронии и диахронии, при этом использовались принципы диалогичности, дискурсивности и контекстуальности. Представлен длительный путь Тургенева от западника к русскому европейцу. Первые его попытки «внедриться» в европейское общество были не вполне удачными и принесли ему разочарование. Зато успешной была его переводческая деятельность с целью продвижения русской литературы во Францию. И только после публикации «Записок охотника» и романа «Рудин» на французском и немецком языках Тургенев приобретает на Западе известность. Участие писателя в обедах «освистанных драматургов» явилось признанием его русскости и европеизма одновременно: он органично вливался в круг французской литературной элиты, сохраняя при этом свою особую позицию, обусловленную русской ментальностью. Постепенно Тургенев становится все более «своим» как для Флобера, так и для поколения «детей» (Э. Золя, А. Доде, Ги де Мопассана), которые видели в нем друга, литературного наставника, даже учителя. В заключительной части исследования представлены анализ художественных произведений Тургенева, типологии героев, соотносимых с понятиями «западник» и «русский европеец» (повесть «Ася», романы «Рудин», «Накануне», «Дым»). Таким образом, Тургенев является классическим русским европейцем: он соединяет всей своей деятельностью и творчеством две культуры, стремится к включению России в общеевропейскую семью, а с другой стороны, способствует знакомству Европы с достижениями русской культуры. Заключение. Материал статьи может быть использован в деятельности ученых (филологов и культурологов), преподавателей и школьных учителей для расширения представления о русском писателе и его вкладе во взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур – России и Европы. Ключевые слова: И. С. Тургенев, западник, русский европеец, межкультурный трансфер, переводческая и общественная деятельность, французские литераторы, художественное творчество, типы русских европейцев | 1065 | ||||
7 | Введение. В обзоре дано освещение и осмысление прошедших в 2018 г. международных научных конференций и культурных мероприятий, приуроченных к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева. Широкомасштабное празднование юбилея свидетельствует о возрастающем внимании литературоведов и широкой общественности к личности и творческому наследию великого русского писателя, который до сих пор не удостоен в мировой литературе того места, которое он заслуживает наравне с нашими другими русскими классиками – Толстым, Достоевским, Чеховым. Цель. Данный обзор позволяет увидеть масштабность научных и культурных мероприятий в юбилейный тургеневский год, почувствовать атмосферу и «пульс» этих мероприятий, познакомить специалистов с их организацией, участниками, содержанием наиболее основательных и запомнившихся выступлений, задуматься о сложной личности писателя, его постоянной эволюции, его творческих поисках. Материал и методы. Авторы используют комплексный подход к анализу научно-культурных событий юбилейного тургеневского года. Он обеспечивается системой методов: описательно-аналитическим, культурно-историческим, сравнительно-типологическим, биографическим, историко-литературным, историко-функциональным, социологическим. Результаты и обсуждение. Рассмотрена тематика и проблематика научных конференций, дан краткий анализ наиболее содержательных и запомнившихся выступлений, особое внимание уделено докладам ведущих тургеневедов. Обстоятельно описаны научные мероприятия в ведущих научных центрах России (ИРЛИ РАН и ИМЛИ РАН, МГУ, СПбГУ, РГГУ), а также зарубежные форумы в Салониках, Брюсселе, Руане, Париже/Буживале. Проведенный анализ научных докладов позволяет увидеть основные направления в современном тургеневедении, убедительно представить историко-культурный контекст творчества русского писателя и его многогранную личность. Заключение. Материал научного обзора юбилейных тургеневских конференций может быть использован в научной и учебной деятельности ученых (филологов, культурологов, историков), аспирантов, школьных учителей для расширения представления о творчестве Тургенева, масштабах его личности, его вкладе в русскую и мировую культуру. Ключевые слова: Тургенев, юбилейные конференции, либерализм, западник, русский европеец, человек мира, художественный космос, кросскультурность, переводчик, интертекстуальность | 631 | ||||
8 | Введение. Проведен анализ сибирских газет начала 1880-х гг., в которых имеются сведения о И. С. Тургеневе: иркутские газеты «Сибирь» (1873–1887), «Восточное обозрение» (1882–1906) и томские «Сибирская газета» (1881–1888), «Сибирский вестник» (1885–1905). Цель – выявление рецепции личности и творчества великого русского писателя сибирским образованным обществом и понимание его роли в духовной жизни Сибири и России. Материал и методы. Использовались биографический, историко-литературный, историко-функциональный, культурно-исторический и сравнительно-типологический методы. Материалом послужили сибирские и центральные периодические издания 1880-х гг. Результаты и обсуждение. Тургенев оказался знаковой фигурой для культурной жизни Сибири. Его произведения продавались в книжных магазинах Томска, Омска, Барнаула, Иркутска, находились во многих библиотеках Сибири. С появлением первых сибирских газет на их страницах печатались рецензии и материалы о творчестве и событиях жизни русского писателя. Наиболее часто его имя встречалось на страницах «Сибирской газеты». История любви члена редколлегии «Сибирской газеты» С. С. Синегуба была известна в среде революционеров-народников. Она нашла, по мнению автора статьи, свое отражение в разработке любовной интриги Нежданова, Марианны и Соломина (роман «Новь»). Негласным редактором газеты являлся Ф. В. Волховский, политический ссыльный, судимый по «процессу 193-х». В 1877 г. Тургенев не был лично знаком с Волховским, но активно общался с Г. А. Лопатиным, его приятелем и соратником по политической деятельности, и вместе с ним основал Русскую общественную библиотеку в Париже. Особое внимание уделено анализу материалов о И. С. Тургеневе на страницах иркутских и томских периодических изданий: это перепечатки и комментарии статей центральных газет о произведениях Тургенева, собственные рецензии и отзывы о писателе сибирских литераторов. Некоторые из них – Н. И. Наумов, И. В. Омулевский (и, возможно, Н. М. Ядринцев) – были лично знакомы с ним и присутствовали на встречах И. С. Тургенева с редакцией журнала «Слово» и «Русское богатство». Именно в мартовском номере радикального журнала «Слово» в 1881 г. впервые в России опубликовано знаменитое стихотворение Тургенева «Крокет в Виндзоре» (1876). Заключение. Сибирская общественность внимательно следила за творчеством Тургенева, в сибирских газетах печатались сведения о его болезни. После смерти писателя сообщалось о панихидах, которые проходили в ряде сибирских городов. Рассмотрены некрологи и посмертные статьи о Тургеневе, талантливо написанные редакторами «Восточного обозрения» и «Сибирской газеты». В них отмечалось большое значение творчества выдающегося русского писателя и его общественной деятельности для формирования гражданского самосознания сибиряков. Ключевые слова: И. С. Тургенев, сибирские газеты 1880-х гг., материалы и рецензии, некрологи, гражданское самосознание | 573 | ||||
9 | Введение. Подготовка нового поколения высокообразованных кадров, способных приобретать и воспроизводить знания, требует осуществления кардинальных изменений и в оценивании результатов достижений обучения курсантов. Контроль знаний предполагает оценивание знаний, умений и навыков, приобретенных курсантами, а контроль качества обучения направлен на определение уровня и повышение профессионального мастерства преподавателей. Эти направления контроля используются в оценивании степени достижения поставленных целей обучения; выявлении проблем, которые возникают у курсантов в процессе обучения; стимулировании самостоятельной подготовки курсантов; определении степени профессиональной подготовленности преподавателя; получения данных, необходимых для совершенствования учебной, научной и методической деятельности. Так как не существует конкретных унифицированных моделей реализации оценивания учебных достижений курсантов, методы и средства оценивания определяются внутренними нормативами военного института. В связи с этим назрела необходимость обоснования теоретической основы и практического опыта методики обучения контролю учебной деятельности преподавателей военного института как фактора совершенствования качества оценивания учебных достижений курсантов военного института. Решение данной проблемы возможно при условии использования полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста. Цель – разработка и внедрение в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической подготовки и компетенций. Материал и методы. Анализ источников, тестирование курсантов и преподавателей, педагогический эксперимент, математический метод оценивания достижений учебной успешности курсантов. Результаты и обсуждение. Раскрыта сущность различных подходов к оцениванию результатов достижений обучения курсантов в военных вузах. Раскрыты основные виды оценивания результатов их образовательной деятельности: диагностическое оценивание, текущее, периодическое (тематическое), итоговое – и выявлены соответствующие им функции: диагностическая, управляющая, управленческая, воспитывающая, аналитико-информационная, мотивационная. Обоснована необходимость разработки и внедрения в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической и профессиональной подготовки. Исследование показало, что комплекс функций контроля в образовательном процессе представляет собой систему полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста, которая характеризуется комплексным использованием различных форм и методов контроля на основе взаимодополняемости. Дидактическая полифункциональность контроля обеспечивается реализацией его основных функций, уровень обеспечения которых в учебном процессе оказывает влияние на рост эффективности обучения курсантов. Полифункциональный контроль качества знаний курсантов – целостный управленческий инструмент, в состав которого входят диагностика, исследование, контроль и оценивание. Заключение. Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей оценки качества обучения являются разработка и внедрение в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической подготовки и практических навыков. Он основан на адекватных психолого-педагогических подходах, использовании педагогического моделирования и выборе наиболее подходящих организационно-педагогических условий, которые обеспечат эффективность многофункционального контроля профессиональной подготовки будущих офицеров. Ключевые слова: военно-профессиональное образование, военно-профессиональная подготовка, виды оценивания и функции контроля, полифункциональный контроль, качество знаний, формирование профессиональных компетенций | 515 |