Поиск
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "205//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | . | 869 | ||||
2 | В статье предлагается этимологический анализ личных имен богатырей – персонажей «богатырских песен», а также мифических и фольклорных образов. Установлено, что данные номинативные единицы восходят к основам со значениями «волшебство», «колдовство», «гадание». Сами они составляют семантическую базу для глаголов со значениями «бить», «колотить», «крошить», «крутить», «раскатывать», т.е. сильного физического воздействия на предмет. Чем сильнее прилагаемое усилие, тем злей мифический образ. Анализ наименований мифических предков, добрых и злых духов, колдунов и волшебников показал, что они широко представлены в системе номинации и в словообразовании селькупского языка. | 995 | ||||
3 | Статья посвящена вопросу происхождения и функционирования числительного «один» в хантыйском языке. Хантыйское числительное «один» (зап. ij / вост. Щj) могло образоваться от финно-угорской основы *ike, *ьke и первоначально означало «единство». Разное звуковое оформление форм числительного «один» в хантыйском языке обусловлено, с одной стороны, диалектными фонетическими различиями, с другой стороны, его функциональными особенностями: употреблением в атрибутивной и неатрибутивной функции. | 1157 | ||||
4 | В статье рассматривается языковое пространство, выражающее понятие ‘ум’ в селькупском языке, в рамках лингвистической теории поля. Структура поля включает в себя ядро, ближайшую периферию, периферию и дальнюю периферию. Критерием отбора элементов в поле является наличие инвариантного дифференциального семантического признака в их смысловой структуре. Ядро образуют элементы, выражающие данный признак номинативным значением. Субординативная позиция инвариантного дифференциального семантического признака в смысловой структуре элементов определяет их удаленность от ядра. Поля не имеют четких границ и пересекаются в различных плоскостях языкового пространства. | 968 | ||||
5 | В статье предлагается освещение на конкретном материале отражения в языке явлений, происходивших на разных этапах развития этноса. В основе глобального образа мира лежит дихотомия верх//низ. Этимологический анализ компонентов, составляющих сложные слова сочинительного типа, позволяет восстановить исходное значение этнонима. Результаты анализа показали, что двойственная структура этноса находит выражение в языке на самом глубинном уровне – на уровне семантики. В пределах каждого территориального диалекта имеются ‘верховские’ и ‘низовские’. | 1140 | ||||
6 | В статье освещены закономерности в сфере семантических дериваций и происхождение таких разрядов слов, как прилагательные, отрицательные частицы, местоимения и послелоги в селькупском языке. Исследование базируется на именах мифических предков, почитаемых представителями селькупского этноса. Морфемное членение лексем позволяет восстановить их возможное исходное значение. Табурование имен мифических предков породило процесс эвфемизации. Ключевые слова: селькупский язык, геноним, эвфемизм, табу, семантика, символизм | 966 | ||||
7 | Предлагается лингвистический анализ фактического материала, связанного с поклонением мифическим предкам – божествам, духам. Реконструкция фрагментов мифологической картины мира выводит на путь формирования мировосприятия селькупского этноса и его отражения в языке. Внутренняя организация этноса базируется на объектах культа. С ними связаны самоназвания родоплеменных союзов. Ключевые слова: мифический предок, духовная культура, картина мира, морфемная структура слова | 1131 | ||||
8 | В статье прослежена связь наименований селькупских родов с именами мифических предков. Установлено, что имя мифического предка становится центром семантического гнезда, в пределах которого происходят семантические деривации. Связь рода со своим мифическим предком сохраняется, через имя рода оно переносится на представителя флоры или фауны и продолжает жить как тотем. Ключевые слова: селькупский язык, геноним, мифический предок, семантическая деривация, табу. | 920 | ||||
9 | В статье предлагается трактовка одного из возможных путей становления местоименной системы в селькупском языке. Исторически вопросительные местоимения были именами мифических предков. Их табуирование обусловило использование иносказаний в роли вопросительных, неопределенных, отрицательных местоимений. Заместители имен становятся центром словообразовательных гнезд: kaj ‘утка’ (тотем); kaj ‘кто’, ‘чтo’, ‘какой’; kajdo ‘зачем’, ‘почему’; kajne ‘ничего’. Ключевые слова: селькупский язык, местоимение, эвфемизм, духовная культура | 936 | ||||
10 | Статья посвящена лингвокультурологическому анализу сомонимов селькупского языка, являющихся частями глаза (зрачок, глазное яблоко) или частями лица, приближенными к глазу (веко, бровь, ресница), а также сомонима «слеза». Рассматриваемые сомонимы включают общие для данного ряда лексем компоненты saj ~ Зaj ‘глаз’. Ключевые слова: селькупский язык, соматическая лексика, сенсоним, культурная реалия | 972 | ||||
11 | Представлены некоторые пути семантических дериваций, в результате которых происходило становление и развитие основного словарного фонда селькупского языка. Конкретная символика, характерная для мифологического мышления, сменялась абстрактными понятиями. Этап грамматикализации конкретных понятий завершался переходом знаменательных слов в служебные и заместительные слова. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, семантическая деривация, регулярные звуковые соответствия | 912 | ||||
12 | Рассматриваются наименования тела в диалектах селькупского языка. Проводится систематизация исследуемых сомонимов, предлагаются возможные варианты их исторических значений. Анализируется анатомическая лексика, образованная от наименований тела. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименование тела | 922 | ||||
13 | Показана семантика древних слов, вошедших в морфемную структуру отрицательных местоимений и отрицательных частиц. Определено, что становление отрицательных местоимений происходило на основе вопросительных местоимений и зависело от общей отрицательной семантики предложения. Источником происхождения отрицательных частиц послужили наименования объектов ирреального мира. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, семантика, историческое словообразование, отрицательное местоимение, отрицательная частица | 834 |