Особенности репрезентации художественной концептосферы Ф. И. Тютчева
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-56-64
Рассматриваются основополагающие, с точки зрения автора, понятия лингвоэстетического анализа художественного текста: экспрессема и концепт. Под экспрессемой понимается составляющая художественного текста, обеспечивающая восприятие выразительно-изобразительных качеств эстетического языкового материала. Концепт определяется как имеющий имя лингвоментальный конструкт, воплощающийся в языке в ассоциативно-семантическом поле. Художественный концепт дефинируется как феномен, принципиально не отличающийся от концепта в языковой картине мира, но репрезентирующий художественную картину мира и эксплицирующийся образными в самом широком смысле средствами. Описывается специфика представления концептосферы поэтического творчества Ф. Тютчева, которая представляет из себя четко организованную систему. Анализируются особенности представления концептов ПРИРОДА, БОГ, ЛЮБОВЬ, СЛАВЯНСТВО в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, рассматриваются слова и сверхсловные номинации, общие для зоны ассоциативно-семантических полей, репрезентирующих три основополагающих для Ф. Тютчева концепта: БОГ, ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ. Концепт ПРИРОДА квалифицируется как наиболее значимый в концептосфере поэзии Ф. И. Тютчева. Его экспликаторы – это прежде всего лексические экспрессемы – слова и тропеические словосочетания, а также образные синтаксические конструкции. Рассмотрение специфики экспликации концептосферы поэзии Ф. И. Тютчева позволяет прийти к выводу, что основу этой концептосферы составляет художественный концепт ПРИРОДА, ассоциативно-семантическое поле которого пересекается с полями столь же значимого, но менее показательно представленного концепта ЛЮБОВЬ и идейно-художественного концепта БОГ. Концепт ЛЮБОВЬ, несмотря на высокую значимость его содержания для поэта, часто репрезентируется экспрессемами, относящимися к полю концепта ПРИРОДА. Констатируется, что идейно-художественный концепт БОГ представлен как традиционными вербализаторами, так и экспрессемами. Идеологический концепт СЛАВЯНСТВО интересен не только тем, что репрезентирован не экспрессемами, но и тем, что его ассоциативно-семантическое поле не пересекается с полями других составляющих концептосферы. Названный концепт, не включающий в свое поле художественные вербализаторы, тем не менее является значимой составляющей концептосферы поэтического творчества Ф. Тютчева, поскольку воплощает чрезвычайно важную для мировоззрения поэта точку зрения на славянство как реально существующий политический и нравственный феномен.
Ключевые слова: экспрессема, концепт, лингвоментальный конструкт, концептосфера, ассоциативно-семантическое поле
Библиография:
1. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. URL: https://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата обращения: 25.05.2024).
2. Виноградов В. В. О теории художественной речи. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Person/Vinogradov1971.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
3. Ковалевская Е. Г. Слово в тексте художественного произведения. URL: https://textus2006.narod.ru/Kovalevskaya.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
4. Миллер Л. В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. СПб.: СПбГУ, 2003. 154 с.
5. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. URL: http://lib4all.ru/base/B3571/B3571Part1040.php# (дата обращения: 25.04.2024).
6. Сергеева Е. В. К вопросу о проблематике стилистики художественной речи в начале ХХI века // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Междунар. науч. конф. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. С. 112–120.
7. Сергеева Е. В. Вопрос о специфике художественного текста в аспекте выделения текстовых категорий // Русская речевая культура и текст: материалы XI Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. С. 42–48.
8. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. лит., 1974. 284 с.
9. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука. 1979. 343 с.
10. Сергеева Е. В. О значении термина экспрессема в лингвоэстетическом анализе художественного текста // Слово. Словарь. Словесность: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. С. 215–221.
11. Новиков Л. А. Значение эстетического знака: Филологические науки // Научные доклады высшей школы. 1999. № 5. С. 98–104.
12. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-reprezentatsii-hudozhestvennyh-kontseptov-v-poeticheskom-tekste/viewer (дата обращения: 25.04.2024).
13. Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2007.Т. 5. 332 с.
14. Антология художественных концептов русской литературы XX века. М.: Флинта, 2013. 356 с.
15. Бабенко Л. Г., Бабенко В. Г. Когнитивные технологии в филологии: концептуальный анализ художественного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. Вып. 4. С. 135–140.
16. Виноградова С. А. Когнитивная лингвистика о значении и концепте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 2 (39). С. 50–55.
17. Болотнова Н. С. Художественный концепт как объект филологического исследования // Стереотипность и творчество в тексте: межвузовский сб. науч. тр. по материалам Международной научной конференции. Вып. 9. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т. 2005. С. 51–58.
18. Сергеева Е. В. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации // Сибирский филол. журнал. 2006. № 1-2. С. 63–69.
19. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев. URL: https://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/berkovsk.html (дата обращения: 25.04.2023).
20. Юрков Е. Е. Семантическая сфера «Природа» как источник метафоризации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskayasfera-priroda-kak-istochnik-metaforizatsii/viewer (дата обращения: 29.03.2024).
21. Мысовских Л. О. Экзистенциальные концепты поэзии Ф. И. Тютчева в контексте взаимоотношений человека и природы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-kontsepty-poezii-f-i-tyutcheva-v-kontekste-vzaimootnosheniy-chelovekai-prirody/viewer (дата обращения: 25.09.2023).
22. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-reprezentatsii-hudozhestvennyh-kontseptov-v-poeticheskom-tekste/viewer (дата обращения: 25.06.2024).
23. Болотнова Н. С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-verbalizovannyh-v-tekste-hudozhestvennyh-kontseptov-i-ih-vzaimodeystvie (дата обращения: 25.06.2024).
24. Сергеева Е. В. Особенности представления концепта «славянство» в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева // Русская речевая культура и текст: материалы ХIII Междунар. науч. конф. (16–17 мая 2024 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2024. С. 118–124.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
Страницы: 56 — 64
Скачиваний: 2