Cюжетообразующий мотив вины как основа кодирования «Анны Карениной» Л. Н. Толстого в романе О. Памука «Музей невинности»
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-152-162
Использование литературного кода является одним из ключевых приемов при создании художественной прозы. Турецкий писатель и нобелевский лауреат Орхан Памук в интервью и публичных выступлениях не раз указывал на то, что в процессе работы над своими произведениями, в том числе во время создания романа «Музей невинности», находился в творческом диалоге с наследием Л. Н. Толстого. Назвав русского классика «моделью исторического писателя», О. Памук использует в работе над романом о стамбульской жизни середины 1975-х гг. художественные приемы, присущие прозе Л. Н. Толстого. В ходе сравнительного анализа был рассмотрен характер взаимодействия творческих принципов турецкого писателя с художественной системой русского романиста и было выявлено, что эта связь носит системный характер. В качестве отправной точки кодирования выявлен мотив вины, являющийся ключевым для проблемной организации произведения Памука, равно как и романа Толстого «Анна Каренина». Особое внимание в исследовании уделено характеру реализации мотива вины в эпиграфах к романам, где уже намечается его сюжетообразующая роль. Далее выявляются несколько аспектов функционирования мотива вины в рассматриваемых произведениях: общественное осуждение, отрицание своей вины и желание переложить ее на другого, самоосуждение. Опираясь на проявленные в «каренинском» коде ценностные ориентиры, Памук создает в «Музее невинности» коллизию между собственной виной персонажей и предопределенностью их поступков. В ходе исследования становится очевидным, что историческая обусловленность судеб персонажей в романистике Толстого в прочтении Памуком трансформируется в сюжетную модель. В итоге кодирование как прием не просто программирует различные уровни художественной организации романа Памука, а определяет логику развития сюжета и предрешает его финал. Сюжетообразующий мотив вины в «Музее невинности» под влиянием используемого автором толстовского кода развивается по специфическому сценарию, выходя за пределы обусловленности культурно-исторической обстановки, в которой происходит действие романа.
Ключевые слова: мотив, сюжет, роман, литературный код, Толстой, Памук
Библиография:
1. Рутковская А. Аполлинария Аврутина: Я хотела переводить – и да, я перевожу книжки // Общественный контроль. URL: https://ok-inform.ru/obshchestvo/8406-apollinariya-avrutina-ya-khotela-perevodit-i-da-ya-perevozhu-knizhki.html (дата обращения: 10.05.2022).
2. Дымов А. Орхан Великолепный // Fond-adygi.ru Информационный портал фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю. Х. Калмыкова. URL: http://fond-adygi.ru/page/orhan-velikolepnyj (дата обращения: 09.05.2022).
3. Басинский П. В. Манифест для баловня судьбы // Российская газета. Вып. 40 (7206). 2017. URL: https://rg.ru/2017/02/25/orhan-pamuk-tolstoj-iavliaetsia-dlia-menia-modeliu-istoricheskogo-pisatelia.html (дата обращения: 09.05.2022).
4. Калашникова А. Л., Поселенова Е. Ю. Наследие кузбасских коммунаров в контексте современного исследования творчества Л. Н. Толстого // Сибирский филол. журнал. 2020. № 1. С. 114–121. doi: 10.17223/18137083/70/8
5. Кафанова О. Б. Жорж Санд и русская литература ХIХ века: (мифы и реальность): 1830–1860 гг. Томск: ТГПУ, 1998. 410 c.
6. Билинкис Я. С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. Л., 1970. 71 с.
7. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Худож. лит., 1974. 358 с.
8. Шенол А. О. Мотив домостроительства в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в контексте проблемы «Россия и Европа» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 1. С. 105–113.
9. Akpınar S., Büşra B. Orhan Pamukromanlarında «öteki» // Avrasya Uluslararası Araştırmalar Dergisi. 2017. № 5 (11). Р. 330-344.
10. Demir Ö. G. F. Orhan Pamuk’un Masumiyet Müzesi romanında baba-oğul ilişkisi // Çukurova Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2009. № 18 (2). Р. 145–155.
11. Aslanboğa A. Masumiyet Müzesi Romanı’nda Modernizm-Gelenek algısı // Electronic Turkish Studies. 2011. № 6 (3). Р. 1645-1652.
12. Aytaç G. Çağdaş Türk Romanları Üzerine İncelemeler. Ankara: Gündoğan yayınları, 1999. 384 s.
13. Yeşilöz T. Orhan Pamuk’un Masumiyet Müzesi ve Erkek Hegemonyasının Görünümleri // Karamanoğlu Mehmetbey Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi. 2021. № 4 (2). Р. 306–315. doi: 10.47948/efad.997079
14. Demir E. Toplumsal Cinsiyet Bağlamında Kadının Siyasetteki Rolü ve Önemi // Abay Kunanbayev Anısına Türkiye Ve Türk Dünyası Araştırmaları-III içinde. Gaziantep, İKSAD Publishing House, 2020. Р. 833–863.
15. Lestari Ch. S. N., Wardhono A. Cohesive devices appearing on Kemal’s utterances in Orhan Pamuk’s novel The Museum of Innocence // Journal of Applied Studies in Language. 2022. Vol. 6, № 1. P. 90–99. doi:10.31940/jasl.v6i1.390
16. Hoffmann E. «Innocent objects»: Fetishism and melancholia in Orhan Pamuk’s The Museum of Innocence // Konturen. 2015. № 8. Р. 155–176. doi:10.5399/uo/konturen.8.0.3715
17. Rajan R. S. Ticket to a Museum: Reading Orhan Pamuk in Our Times // Novel: A Forum on Fiction. 2022. Vol. 55, № 3. P. 518-546. doi: 10.1215/00295132-10007565
18. Sankar D. Of trauma and happiness: Orhan Pamuk’s The Museum of Innocence // Psychoanalysis, Culture and Society. 2022. Vol. 27, № 1. P. 56–70. doi: 10.1057/s41282-022-00277-1
19. Yalkin C., Yanık L. K. Entrenching geopolitical imaginations: brand(ing) Turkey through Orhan Pamuk // Journal of International Relations and Development. 2020. Vol. 23, № 2. P. 339–358. doi: 10.1057/s41268-018-0153-1
20. Юзефович Г. Л. Удивительные приключения рыбы-лоцмана. М.: АСТ, 2016. 416 с.
21. Биргер Л. Орхан Памук в пяти с половиной книгах // Правила жизни. URL: https://www.pravilamag.ru/hero/675852-orhanpamuk-v-pyati-s-polovinoy-knigah/ (дата обращения: 21.03.2023).
22. Репенкова М. М. Концепция личности в романистике Орхана Памука // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12. (78), ч. 3. С. 50–53.
23. Никольский Е. В. Образ «лишнего человека» в контексте проблематики романа Орхана Памука «Снег» // Studia Humanitatis. 2016. № 3. URL: https://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/nikolsky_12.pdf (дата обращения: 21.03.2023).
24. Макаренко В. П. Город как судьба: взгляд нобелевского лауреата Орхана Памука на родной Стамбул // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3 С. 163–183.
25. Шевченко Е. Н. Образ Стамбула в романе Орхана Памука «Меня зовут Красный» // Филология и культура. 2016. № 2 (44). С. 312–316.
26. Дворцова Д. В. Основные проблемы самоидентификации Турецкой республики в контексте дихотомии «Восток–Запад» (на основе анализа творчества О. Памука) // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2016. № 42. С. 62–66.
27. Чижова Е. С. «Аллаху принадлежит и Восток, и Запад...». Орхан Памук // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 279–296.
28. Посохова Е. В. Идейный диалогизм и интертекстуальность в романах Орхана Памука // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2011. №3. C. 213–223.
29. Мазанаев Ш. А., Бабаева А. М., Гончарова Е. А. Диалог культур в сюжете романа Орхана Памука «Рыжеволосая женщина» // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 35, № 1. С. 29-35. doi: 10.21779/2542-0313-2020-35-1-29-35
30. Образцов А. В.,Сулейманова А. С. В лабиринте интертекста: Орхан Памук и Лев Толстой // Alkïš Bitig. Scriptainhonorem D. M. Nasilov: сб. ст. к 80-летию Д. М. Насилова. М.: Изд-во МБА, 2015. С. 419–427.
31. Толстой Л. Н. Анна Каренина. СПб.: Азбука–Аттикус, 2022. 864 с.
32. Памук О. Музей невинности / пер. с тур. А. Аврутиной. СПб.: Азбука–Аттикус, 2021. 608 с.
33. Степаненко А. К. Сюжетно-композиционная структура романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2005. 19 с.
34. Басинский П. В. Подлинная история Анны Карениной. М.: АСТ, 2022. 384 с.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ МИРА
Страницы: 152 — 162
Скачиваний: 3