Обучение нормативному французскому произношению как важной составляющей овладения навыками устной речи
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-112-122
Исследуется роль произношения в обучении французскому языку. Внимание акцентируется на просодических факторах, играющих важную роль в процессе понимания высказывания. Декодирование вербального общения происходит на интеллектуальном, лингвистическом, эмоциональном и реляционном уровнях. Собеседники воспринимают не только отдельные слова, но и тональность высказывания. Интонационно передаваемая информация позволяет понять глубинный смысл высказывания и его компонентов. Цель исследования предполагает определение места фонетической составляющей в методике преподавания иностранного языка. В работе использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, методической, лингвистической литературы и опыта работы российских и зарубежных фонетистов; метод научного описания; синтез и обобщение собственной практики преподавания французского языка в вузе. Многие современные исследователи в области методики преподавания иностранных языков являются сторонниками коммуникативного обучения, ведущего к новому восприятию роли произношения, и осознанию важности интонационных параметров речи. Эффективность обучения французскому языку повышается с использованием специальных упражнений для отработки просодических явлений, при которых фоносемантический подход апеллирует к звуковой материи и способствует формированию иноязычного произносительного навыка. Результатом является разработка упражнений на основе анализа традиционных и современных дидактических принципов. Предлагается отработка произносительных умений и навыков с целью коррекции устной речи по следующим параметрам: интонации и ритму, напряженности артикуляции, фонетическому окружению. Эффективность обучения на сегментном уровне повышается с использованием упражнений, выстраиваемых по принципу «от простого к сложному». Супрасегментный уровень, подразумевающий нормативное ударение, правильную мелодику, ритм, паузы, также играет значительную роль в усвоении артикуляционной базы изучаемого языка. Только комплексное восприятие вышеперечисленных фонетических явлений приводит к усвоению артикуляторной базы иностранного языка. Таким образом, обучающимся необходимо овладеть фонетико-фонологическими навыками, поскольку недостаточная их сформированность будет иметь негативные последствия для всего процесса изучения языка.
Ключевые слова: произношение, сегментный уровень, супрасегментный уровень, произносительные умения и навыки, обучение, дидактические принципы, французский язык
Библиография:
1. Белоглазова Е. В. Перевод транскультурного текста: двойной перевод культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22, № 3. С. 86–96.
2. Nawafleh Ah. Le rôle de la phonétique dans l’enseignement/apprentissage du français langue étrangère, étude acousticoperceptive // Jordan Journal of Modern Languages and Literature. 2016. Vol. 9, № 1. P. 73–94.
3. Короткая М. В. К вопросу об обучении произношению // Евразийский научный журнал. 2021. № 11. URL: https://journalpro.ru/articles/k-voprosu-ob-obuchenii-proiznosheniyu (дата обращения: 16.12.2023).
4. Иванова И. Г., Егошина Р. А. Восприятие французских фраз с оттенком удивления и сожаления русскими респондентами // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2023. № 4 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-frantsuzskih-frazs-ottenkom-udivleniya-i-sozhaleniya-russkimi-respondentami (дата обращения: 19.03.2024).
5. Головчанская И. И., Дудушкина С. В. «Звуковой неообраз» французского языка как основа совершенствования слухопроизносительных навыков при обучении аудированию (педагогическое образование) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31413 (дата обращения: 16.12.2023).
6. Прохорова Н. Ю., Мягкова В. Ю., Комарова Е. Ю. Технология исправления фонетических ошибок у обучающихся среднего школьного возраста на уроках английского языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispravleniya-foneticheskih-oshibok-u-obuchayuschihsya-srednego-shkolnogovozrasta-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 03.04.2024).
7. Саклакова А. Ю., Иванова Е. А. Роль фонетического навыка в формировании коммуникативной компетенции // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Орел, 2020. С. 863–870.
8. Маркосьян Е. И. Социальная роль правильного произношения // Электронная библиотека БГУ: Актуальные вопросы филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. 2013. Вып. 1. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/57425/ (дата обращения: 16.12.2023).
9. Fredet F., Nikou Ch. Phonétique, littérature et enseignement du FLE: théories et recherches // Cognition, représentation, language. URL: https://doi.org/10.4000/corela.9987 (дата обращения: 25.02.2024).
10. Трубач О. К., Горшкова Д. И., Скляр Л. Н. Сравнительный анализ фонетических систем русского, французского и китайского языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14, № 1. С. 171–188. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-1-171-188
11. Dufeu B. L’importance de la prononciation dans l’apprentissage d’une langue étrangère // Franc-parler.org: un site de l’Organisation internationale de la Francophonie. 2011.
12. Kamber A., Skupien-Dekens C. La correction phonétique en français langue étrangère: enseignement et évaluation en laboratoire multimédia // Phonétique, phonologie et enseignement des langues de spécialité. P. 88–102. doi: 10.4000/apliut.744. URL: http://journals.openedition.org/cahiersapliut/744 (дата обращения: 20.01.2024).
13. Detey S., Fontan L., Pellegrini Th. Traitement de la prononciation en langue étrangère: approaches didactiques, méthodes automatiques et enjeux pour l’apprentissage // Traitement Automatique des Langues. 2016. Vol. 57, № 3. Р. 15–39. URL: http://www.atala.org/sites/default/files/article-tap-didactique_21092017.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
14. Елшанский С. П. Школа будущего: может ли искусственный интеллект обеспечить когнитивную эффективность обучения? // Вестник Томского государственного университета (TSPU Bulletin). 2021. № 462. doi: 10.17223/15617793/462/23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-buduschego-mozhet-li-iskusstvennyy-intellekt-obespechit-kognitivnuyu-effektivnostobucheniya (дата обращения: 30.03.2024).
15. Borrell A., Salsignac J. Chapitre 4. Importance de la prosodie en didactique des langues (application au FLE) // Apprentissage d’une langue étrangère/seconde. 2002. Vol. 2. P. 163–182. doi: 10.3917/dbu.renar.2002.01.0163. URL: https://www.cairn.info/apprentissage-d-une-langue-etrangere-seconde-2--9782804134921-page-163.htm (дата обращения: 16.12.2023).
16. Александровская Е. Б., Лосева Н. В., Читахова Л. Л. Учебник французского языка. 2-е изд., испр. М.: Изд-во «Нестор Академик», 2009. 296 с.
17. Wachs S. Tendances actuelles en enseignement de la prononciation du français, langue étrangère (FLE) // Revista de Lenguas ModeRnas. 2011. № 14. P. 183–196.
18. Sigırci I. Méthodes pour la correction des productions orales chez des apprenantsturcs // Synergies Turquie. 2018. № 11. P. 53–66.
19. Когалова Е. А. Базовые принципы практической фонетики французского языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 9 (864). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovyeprintsipy-prakticheskoy-fonetiki-frantsuzskogo-yazyka (дата обращения: 10.01.2024).
20. Иванова И. Г., Егошина Р. А. Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 16–28. doi: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.16-28.
21. Бубнова Г. И. Артикуляционная база русского и французского языков: динамический аспект // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 9 (825). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artikulyatsionnaya-baza-russkogo-i-frantsuzskogo-yazykov-dinamicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.03.2024).
22. Иванова И. Г., Хабибуллина Ф. Я., Егошина Р. А. Сравнительно-сопоставительный анализ фонетических систем разноструктурных языков. Йошкар-Ола, 2021. 176 с.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 112 — 122
Скачиваний: 51