Подготовка ментальных действий иностранных аспирантов в курсе языка специальности
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-104-111
Иностранные аспиранты, поступив на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, начинают совершенствоваться не только в общелитературном русском языке, но и в языке специальности «Филология. Лингвистика. Литературоведение». Поскольку у большинства из них имеется значительный опыт владения общелитературным языком, то на первый план в последние годы стало выходить обучение профессионально ориентированное. Оно включает не только актуализацию или расширение предметного знания, но и подготовку конкретных ментальных действий аспиранта как исследователя, необходимых для конкретной научной деятельности. В курсе языка специальности задействована новая классификация простого предложения, отсутствовавшая до сих пор в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Она опирается на тип суждения, т. е. имеет логическую основу. Таким образом выявляется семь смыслов, релевантных для научного стиля речи и выражаемых только средствами простого предложения. При этом каждый из смыслов связан с определенным этапом исследования. Рассматриваются такие компоненты исследовательской деятельности, как: утверждение существования объекта в некоторой области; номинация объекта; выявление его признаков и вычленение дифференциального признака; квалификация объекта; определение его внутренней структуры; классификация найденных объектов; выстраивание на том или ином основании иерархии найденных объектов. Анализируются языковые средства (как лексические, так и синтаксические), необходимые при их описании. В результате исследования выявлено 10 основных ментальных действий, необходимых иностранному аспиранту в ходе работы над диссертацией, и предложена типология конкретных учебных заданий для выработки умения их совершать. Также представлен список логико-семантических критериев, релевантных для выбора глагола – предиката структур простого предложения. Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный обиход новой классификации русского простого предложения и установлении ее корреляции с ментальными действиями ученого. Поэтому адресатом является широкий круг исследователей русского языка. Практическая значимость состоит в возможности использовать ее материалы в практическом курсе РКИ в аспекте языка специальности не только для филологического кластера.
Ключевые слова: тип суждения, исследовательская деятельность иностранного аспиранта, ментальные действия
Библиография:
1. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Концепция формирования профессиональной языковой личности и ее реализация в практике преподавания русского языка иностранным учащимся экономического профиля обучения // Болгарская русистика. 2017. № 1. С. 73–86.
2. Нестерская Л. А., Николенко Е. Ю. Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научной речи иностранных магистрантов-филологов // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 2. С. 20–24.
3. Николенко Е. Ю., Нестерская Л. А. Научный дискурс как основа формирования профессиональной языковой личности магистранта-филолога // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 22-3. С. 191-200.
4. Клобукова Л. П., Ермакова О. Б., Чернышенко Е. А. Профессионально ориентированное обучение РКИ в свете актуальных тенденций в современном языковом образовании // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8, № 4. С. 45–55.
5. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Проблема актуализации предметной компетенции иностранных учащихся-экономистов в процессе их обучения русскому языку как средству профессионального общения // Русский язык за рубежом. 2023. № 3. С. 99–107.
6. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Актуальные проблемы формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-социологов вузов РФ // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99), С. 123–125.
7. Балыхина Т. М. Обучение в аспирантуре как ступень непрерывного формирования профессиональной компетенции филолога // Вестник РУДН. 2012. № 1. С. 5–10.
8. Юрманова С. А., Балыхина Т. М. Учебно-исследовательская деятельность: предпосылки появления метода // Russian Linguistic Bulletin. 2015. № 4. C. 40–41.
9. Грекова О. К. Формирование профессиональной языковой личности иностранного филолога-русиста: говорящего, пишущего, читающего, слушающего // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. Т. 22, № 1. С. 65–69.
10. Грекова О. К. Смыслы и отношения, выражаемые структурой только простого предложения // Русский синтаксис: от конструкций к функционированию: сб. материалов междунар. конф. 11–13 октября 2021, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток: Изд-во Дальневост. фед. ун-та, 2021. С. 45–47.
11. Книга о грамматике. Материалы к курсу «Русский язык как иностранный» / О. А. Артёмова, А. В. Величко, О. К. Грекова и др.; под ред. А. В. Величко: в 2 т. М.: Изд-во Мос. ун-та, 2004. Т. II. 688 с.
12. Синтаксис современного русского языка: практическое пособие для иностранных учащихся филологических факультетов. Комментарии и упражнения / Л. Л. Бабалова, Л. Н. Булгакова, А. В. Величко, О. К. Грекова и др.; под ред. А. В. Величко. СПб.: Златоуст, 2015. 248 с.
13. Кобозева И. М. Сопоставительная лингвистика текста // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2022. № 6. С. 9–18.
14. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. 281 с.
15. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. М.: Наука, 1988. 339 с.
16. Коммуникативный синтаксис русского языка: учебное пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Н. В. Баландина, О. К. Грекова, С. В. Киржанова, Л. В. Красильникова, Е. А. Кузьминова и др.; под ред. О. К. Грековой, Л. В. Красильниковой, И. В. Одинцовой. М.: МАКС Пресс, 2017. 334 с.
17. Грекова О. К. Логический ракурс синтаксиса РКИ // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 5. С. 123–131.
18. Чернейко Л. О. Асимметричный языковой знак в речи: к вопросу о взаимодействии смыслов в разных условиях их реализации // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2012. № 2. С. 7–41.
19. Грекова О. К., Кузьминова Е. А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат. М.: Флинта – Наука, 2020. 293 с.
20. Белый В. В. Структурная и семантическая характеристика терминов в современном русском языке (на материале лингвистической терминологии): дис. … канд. филол. наук. М., 1982. С. 1–15.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 104 — 111
Скачиваний: 5