Репрезентация концепта ДОМ (по материалам литературы для детей)
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-66-74
Изучение детской картины мира является одним из актуальных направлений когнитологии. Мировидение ребенка во многом опирается на взрослую модель, но также имеет свою специфику. Анализ детской картины мира может основываться на изучении языка ребенка, реконструкции базовых концептов, репрезентированных в текстах художественной литературы, но чаще всего изучается концепт ДЕТСТВО. Особый интерес в данном случае вызывают книги, написанные для детей. В детской литературе закладывается основа мировосприятия ребенка, формируются ценности, в том числе связанные с домом. Писатели транслируют свое видение детского мира, но, реконструируя его, делают акценты на свои ценностные ориентиры. Для ребенка важным пространством, физическим и духовным, является дом. В детской картине мира наиболее яркое представление получают концепты «дом-жилье» и «дом-семья». С этой точки зрения дом рассматривается как аксиологическая категория. Структура анализируемого концепта в детском мировидении упрощается. Концепт «дом-жилище» в ней неотделим от наполнения: материальных вещей, духовных ценностей, в том числе и семьи. Анализируя функцию жилья, можно говорить об общих константах мировидения взрослого и ребенка: очаге, запахах, звуках и пр. Слой концепта «дом-семья» реализуется в книгах для детей через роли членов семьи. Сопоставление литературы для дошкольников и младших школьников с литературой для подростков позволяет выявить отличия в восприятии дома разными детьми: для младших мир дома более яркий, он неотделим от мамы и других близких; для подростка дом теряет свою привлекательность и уютность, а ценность дома-семьи познается через утраты и конфликты. Кроме того, в литературе дом часто представлен как живое существо, только во взрослом и подростковом вариантах «живость» дома связана с его духовным наполнением, а в картине мира дошкольника и младшего школьника дом представлен как одушевленное существо.
Ключевые слова: картина мира, языковая картина мира, детская картина мира, концепт ДОМ, ценности, возраст
Библиография:
1. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
2. Цейтлин С. Н. Лингвистика детской речи. Некоторые размышления. Часть 1. URL: https://subscribe.ru/archive/linguistics.fortuna7/thread/314942 (дата обращения: 10.12.2023).
3. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
4. Тухарели Н. Л. Детская языковая картина мира как предмет лингвистического изучения // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 17. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 5–10. URL: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_17.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
5. Никитина Е. Ю., Тарасенко Е. В. Вопрос о детской языковой картине мира // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-detskoy-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 19.04.2023).
6. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С. 130–143.
7. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья вторая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология.2013. Вып. 2(22). С. 139–148.
8. Сальникова В. В. Лексический компонент языковой картины мира ребенка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2015. 42 с.
9. Бурмистрова С. В. Усадебный хронотоп в детской литературе XX – начала XXI века // Сибирский филол. журнал. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usadebnyy-hronotop-v-detskoy-literature-xx-nachala-xxi-veka (дата обращения: 01.04.2024).
10. Чибисов И. Е. Картина мира в детской литературе: критерии редакторской оценки: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 18 с.
11. Кубрякова Е. С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1988. С. 11–18.
12. Маркова Я. П. Особенности детской литературы как воплощение детской языковой картины мира // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия. М., 2013. С. 173–178.
13. Карпухина В. Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филол. журнал. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-detskoy-hudozhestvennoy-literatury-v-protsessahinstitualizatsii-obschestva (дата обращения: 02.03.2024).
14. Карпухина В. Н. Хронотопическая организация текстов новейшей детской литературы // Сибирский филол. журнал. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronotopicheskaya-organizatsiya-tekstov-noveyshey-detskoy-literatury (дата обращения: 02.03.2024).
15. Грунина Е. О. Языковая личность ребенка в русской современной художественной литературе (на материале романов Н. Абгарян): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 25 с.
16. Фещенко О. А. Концепт ДОМ в художественной картине мира М. И. Цветаевой (на материале прозаических текстов): автореф. дис. ...канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. 230 с.
17. Фещенко О. А. Специфика индивидуального мировосприятия, отраженная в художественном тексте (на материале творчества М. И. Цветаевой) // Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар. науч. конф. (25–27 марта 2010 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск, 2010. С. 256–261.
18. Ружа О. А. Есть ли дом у бездомного? (представление о бездомном в русской языковой картине мира) // Вестник НГПУ. 2014. № 3 (19). С. 75–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-dom-u-bezdomnogo-predstavlenie-o-bezdomnom-vrusskoy-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 09.02.2024).
19. Жулькова К. А. Образ дома в русской литературе первой половины ХХ в. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение: Реферативный журнал. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-doma-v-russkoy-literature-pervoy-poloviny-hh-v (дата обращения: 04.09.2023).
20. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
21. Словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1985–1988. URL: https://febweb.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 12.03.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
Страницы: 65 — 74
Скачиваний: 4