Развитие критического мышления с помощью визуализации грамматического материала в процессе изучения русского языка как иностранного
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-138-146
В связи с переходом на новые образовательные стандарты происходит поиск эффективных методов и приемов обучения, формирующих ряд компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. В российских высших учебных заведениях получают образование представители разных стран, для которых обучение начинается с изучения русского языка, поэтому данную дисциплину можно считать основой для развития компетенций, обозначенных в ФГОС. Анализ нормативной документации, организующей учебный процесс в вузе, показал значимость формирования критического мышления у выпускников, получающих профессиональное образование, поэтому было рассмотрено значение понятия «критическое мышление». Представлена разработка методического материала, который будет способствовать формированию данного вида мышления, а также мотивации к изучению русского языка как иностранного. Изучение понятий «критическое мышление» и «визуализация» и то, как данные термины представлены в научных работах различных авторов, позволило систематизировать их значение с целью создания наглядных материалов, используемых на практических занятиях. Рассматривается значение визуализации грамматического материала для развития критического мышления в процессе изучения дисциплины «Русский язык как иностранный». Для повышения качества результатов изучения русского языка в ходе рассмотрения его грамматического строя предлагается использовать на практических занятиях опорные логико-коммуникативные схемы, которые способствуют не только формированию критического мышления, но и развивают коммуникативные навыки иностранных учащихся. Предложенные варианты схем могут стать основой для создания преподавателями собственных разработок к урокам, на которых изучается грамматика не только русского языка, но и других иностранных языков.
Ключевые слова: визуализация, русский язык как иностранный, логико-коммуникативные опорные схемы, активное обучение, визуальная грамотность, критическое мышление
Библиография:
1. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учебное пособие / гл. ред. М. Н. Сарыбеков. Алматы: Норинт, 2008. 504 с.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 277 с.
3. Изотова Н. В., Буглаева Е. Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 70–73.
4. Новый словарь методических терминов и понятий / гл. ред. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
5. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминов / гл. ред. В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.: Воронеж, 1995. 43 с.
6. Миллер Л. В., Политова Д. В., Рыбакова И. Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. СПб.: Златоуст, 2003. 152 с.
7. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А2 (базовый). СПб.: Златоуст, 2003. 328 с.
8. Чернышов С. И. Поехали! Русский язык для взрослых. Базовый курс. СПб.: Златоуст, 2009. 168 с.
9. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). СПб.: Златоуст, 2009. 344 с.
10. Пехливанова К. И. Грамматика русского языка в иллюстрациях: учебное пособие. М.: Русский язык, 1990. 353 с.
11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 августа 2020 г. № 1083 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки – специалитет 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». URL: http://publication.pravo.gov.ru›…View/0001202009150033 (дата обращения: 30.09.2023).
12. Халперн Д. Психология критического мышления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
13. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: Каро, 2015. 144 с.
14. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Визуальные дидактические регулятивы как инструмент учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. 2021. № 6. С. 126–152.
15. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение (электронное издание). СПб.: Златоуст, 2015. 116 с.
16. Аникина М. Н. Русский словарь. Учебный словарь-справочник для изучающих русский язык как неродной. 2-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2014. 974 с.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 138 — 146
Скачиваний: 120