Формирование речевой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного дошкольного образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-129-137
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных результатов освоения образовательной программы является формирование и развитие навыков речевого общения и предпосылок освоения грамоты, что является залогом успешности личности ребенка в дальнейшем школьном обучении. Данный комплекс умений в современной науке трансформирован в понятие «речевая готовность к школе». Развитие системы инклюзивного дошкольного образования в России обозначило проблему создания эффективной системы формирования речевой готовности к школе в рамках группы комбинированного типа детского сада, что актуализировало проблему исследования и определило постановку его цели. Цель исследования – выявление особенностей формирования речевой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В качестве методов исследования использованы: метод наблюдения, проведение диагностических заданий, анализ продуктов детской деятельности. Уровень речевого развития оценивался по диагностическим материалам в соответствии методикой мониторинга педагогического процесса Н. В. Верещагиной. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 99 г. Томска в период с 2020 по 2023 г. В течение данного периода проводился мониторинг речевого развития детей с момента поступления в детское образовательное учреждение в возрасте 4 лет и до выпуска в возрасте 6–7 лет. Общий состав группы включал 25 человек, из них 5 человек с особыми образовательными потребностями (ООП), имеющие 2-й и 3-й уровень ОНР. В соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка были разработаны адаптивные программы речевого развития, которые реализованы в тесном взаимодействии воспитателя с узкими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом по принципу технологии открытых дверей. Новизна исследования заключается в предложенном подходе к формированию индивидуальной адаптивной программы для каждого ребенка, а также описанию этапов ее реализации со стороны воспитателя комбинированной группы. В заключение сделан вывод о возможности эффективной коррекции общего недоразвития речи в условиях инклюзивного образования при условии разработки индивидуального маршрута и программы для каждого ребенка, а также наличии высококвалифицированных специалистов, воспитателей, имеющих навыки логопедической работы.
Ключевые слова: речевая готовность к школе, дети с речевыми нарушениями, дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, развитие языковых и коммуникативных способностей
Библиография:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1276 (дата обращения: 11.09.2023).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=1 (дата обращения: 11.09.2023).
3. Ушакова О. С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование. 2020. № 3(99). С. 51–59. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10074 (дата обращения: 07.08.2023).
4. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5–7 лет / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева и др.; под. ред. М. М. Безруких. М., 2006. 133 с.
5. Дети с особыми образовательными потребностями. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health (дата обращения: 11.09.2023).
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 11.09.2023).
7. Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). С. 155–166.
8. Серебрякова Н. В. Формирование предложно-падежных конструкций в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 195–199.
9. Серебрякова Н. В., Шашкина Г. Р. Развитие лексическо-грамматической системы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 341–345.
10. Дыбошина Е. А., Шадрина Л. Г. Обучение диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 26–32. doi: 10.23951/1609-624X-2023-2-26-32 (дата обращения: 15.08.2023).
11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание соч. в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
12. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Воронеж: МОДЭК, 2003. 536 с.
13. Ушакова О. С. Развитие речи и языковой личности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 86–89.
14. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 33–38.
15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Гущина Ю. Р. Словообразование у детей дошкольного возраста, интегрированных в общеобразовательные группы // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 6. С. 168–177.
16. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 624 с.
17. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6–7 лет в группе детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 16 с.
18. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–4 лет в группе детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 16 с.
19. Гордеева В. В., Назарова А. С. Использование элементов технологии утреннего круга в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 2. С. 24–28.
20. Серебрякова О. В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 188–191.
21. Богданова Е. Л., Богданова О. Е., Киселёв С. Ю. Современные тенденции развития практик оценивания в дошкольном образовании: функциональные возможности педагогической диагностики // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 195–204. doi: 10.17223/15617793/459/24
22. Швецов М. Ю. Реализация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 6. С. 203–209.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 129 — 137
Скачиваний: 115