Формирование и становление национальной системы обеспечения качества высшего образования Республики Маврикий
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-108-118
Республика Маврикий – островное государство в Юго-Восточной Африке, расположенное в юго-западной части Индийского океана – интегрировала опыт колониальных держав в собственные траектории развития. В частности, следует отметить, что Маврикий, обретя независимость в 1968 г. от английской колонизации, был объявлен суверенной конституционной монархией в составе Содружества наций, ассимилировав при этом британскую модель образования в своей национальной образовательной системе. Практически все общеобразовательные учреждения колониальной эпохи были основаны с религиозными намерениями, с целью продвижения миссионерских конфессий и господства франко-англоязычного образования, без определенных обязательств распространения высшего образования. Как и в эпоху Французской колониальной Африки, британские колонисты искали англоговорящих представителей коренного населения и населения рабов, привезенных колонизаторами из других африканских стран, Индии, Китая и т. д., в большей степени с целью поиска выгоды и реализации экономических планов. Однако спрос самих же представителей британской промышленности, действовавших на территории острова, на квалифицированных специалистов по узким инженерно-техническим и естественно-научным профилям и направлениям подготовки способствовал переориентации миссионерских школ, первоначально нацеленных на изучение богословия и Библии, астрономии, математики, географии, английского языка, основ управления, торговли и др. Сейчас маврикийская система гарантии качества высшего образования (МСГК ВО) отражает, с одной стороны, национальную составляющую в своей основе, с другой стороны, базируется, пусть и на африканизированной, но британской модели и стандартах оценки качества образования. Более того, можно утверждать, что МСГК ВО вполне соотносится со стандартами и рекомендациями для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования ESG («Стандарты и рекомендации для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования», «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area»). Поэтому в данной работе рассматриваются стандарты качества высшего образования Республики Маврикий и анализ конкретных критериев, заложенных в национальную систему оценки качества высшего образования с позиции сравнения их со стандартами ESG.
Ключевые слова: Республика Маврикий, национальная система образования, маврикийская система, гарантии качества высшего образования, критерии и индикаторы аудита программы, европейские стандарты ESG
Библиография:
1. Herbst Jeffrey. States and Power in Africa: Comparative Lessons in Authority and Control // Princeton Studies in International History and Politics, Princeton University Press. 2000. 312 p.
2. Lord Jack. Child Labor in the Gold Coast: The Economics of Work, Education, and the Family in Late-Colonial African Childhoods, 1940-57 // The Journal of the History of Childhood and Youth. 2011. Vol. 4, Is. 1. P. 88–115.
3. Karel Van Der Toorn. Egyptian Papyrus shed light on Jewish History // Biblical Archaeology Review. 2018. Vol. 44, Is. 4. C. 22–33.
4. La Langue Française Dans Le Monde. 2015–2018. https://www.francophonie.org/sites/default/files/2021-04/LFDM-20Edition-2019-La-langue-fran%C3%A7aise-dans-le-monde.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
5. Kamara Mohamed. French Colonial Education and the Making of the Francophone African Bourgeoisie // Dalhousie French Studies. 2005. № 72. P. 105–114.
6. Windel Aaron. British Colonial Education in Africa: Policy and Practice in the Era of Trusteeship // History Compass. 2009. Т. 7. № 1. P. 1–21.
7. World Bank in Mauritius. March, 2021. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/566521614947737091/pdf/World-Bank-in-Mauritius.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
8. Mauritius's Constitution of 1968 with Amendments through 2016. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Mau-ritius_2016.pdf?lang=en (дата обращения: 05.11.2023).
9. Education Act 39 of 1957. URL: https://attorneygeneral.govmu.org/Documents/Laws%20of%20Mauritius/A-Z%20Acts/E/Education%20Act,%20No.%2039%20of%201957.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
10. Степанов М. С. Потенциальные страновые приоритеты экспорта российского образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5А, ч. I. С. 208–217.
11. The Higher Education Act 2017 (QAA, December 2017). URL: https://qaa.ac.mu/pdfdocs/HigherEducationAct2017.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
12. Guidelines for Quality Assurance of Programmes (QAA, July 2021). URL: https://qaa.ac.mu/pdfdocs/Guidelines_for_Quality_Assurance_of_Programmes.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
13. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. URL: https://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ESG_2015.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
14. Байденко В. И., Селезнёва Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122–136.
15. Измайлова М. А., Корнева Е. Ю., Маколов В. И., Салимова Т. А. Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 3. С. 377–395.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 108 — 118
Скачиваний: 139