Модульная система обучения иностранному языку при трехуровневой подготовке специалистов в техническом вузе
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-77-89
Профессионально ориентированная подготовка обучающегося по иностранному языку в вузе в современных экономических, социальных и геополитических условиях развития общества должна как обеспечивать необходимые знания, навыки и умения выпускников в узкоспециальных областях, так и формировать их готовность к профессиональному взаимодействию с зарубежными коллегами в совместной научной и проектной деятельности, мотивировать на дальнейшее самообразование и профессиональный рост. Таким образом, иностранный язык для молодого специалиста - это инструмент общения (в устной и письменной форме) и совершенствования своего профессионального уровня. Процесс изучения иностранного языка в техническом вузе с учетом ФГОС направлен на формирование коммуникативных компетенций - способность логически верно и ясно строить устную речь, составлять письменные научные труды, делать публичные выступления, проводить аргументированную дискуссию, а также способствует формированию профессиональных компетенций - анализировать, обобщать и воспринимать информацию, составлять научные тексты в своей профессиональной области. Перед преподавателями высшей школы стоит задача развития этих компетенций в условиях недостаточного количества часов, выделяемых на гуманитарные дисциплины, и низкого уровня иноязычной подготовки у абитуриентов. Модульная система обучения с ее гибким подходом к образовательному процессу, в свою очередь, позволяет создать педагогические условия для реализации целей и задач на разных этапах обучения. Работа проводилась на базе ведущего технического вуза страны. Была актуализирована педагогическая модель: разработано содержание курса для трех этапов обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура), определены цели и задачи, написано методическое сопровождение, опубликованы учебные издания (бумажные и цифровые) для каждого уровня обучения, организована самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Образовательный процесс в высшей школе должен предоставить студенту возможность не только наблюдать свой собственный рост и достижения, но и проводить самоанализ и оценку результатов своей учебной деятельности. Модульный подход обеспечивает свободу и преподавателям, и учащимся в наполнении материалом отдельных модулей, выборе траектории обучения, дает простор для самостоятельной работы и творческой самореализации.
Ключевые слова: модульная система обучения, многоуровневая подготовка специалистов, иностранный язык для специальных целей, коммуникативная компетенция, профессиональная деятельность
Библиография:
1. Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2004. 196 с.
2. Мезенцева А. И. Формирование конкурентоспособного специалиста технического профиля средствами иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. Ялта, 2022. 166 с.
3. Иванова О. Ю. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: учебное пособие / под ред. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2007. 160 с.
4. Байдикова Н. Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку // Научный диалог. 2017. № 7. С. 197–206. doi: 10.24224/2227-1295-2017-7-197-206
5. Рубцова А. В., Алмазова Н. И. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2. С. 107–114.
6. Мазанова С. Е. Модульная технология профессионально-ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 19 c.
7. Ковалева Ю. Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 180–182.
8. Ковалева Ю. Ю. Концептуальные основы разработки программы модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза (часть 2) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 9 (27). 2013. С. 77–80.
9. Опара А. А., Волохова В. В. Формы и методы обучения иностранному языку в техническом вузе в рамках модульно-цикловой системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 200–204. doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0045
10. Миронцева С. С., Павлова Т. А., Семенкина И. А., Шевченко В. И., Ченгарь О. В. Интеграция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 3. С. 343–351.
11. Полякова М. В., Рубцова А. В., Чичерина Н. В. Применение адаптивной технологии при обучении иностранному языку профессиональной направленности иностранных студентов в условиях онлайн-обучения // Современные наукоемкие технологии. № 8. 2022. С.167–172.
12. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н., Щепилова А. В. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С. 2–3.
13. Лазарева Е. В. Особенности преподавания иностранного языка в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 13, № 4. С. 37–43.
14. Слепнева М. А., Петрова И. В. Методический подход к формированию учебного издания по иностранному языку для бакалавров технических специальностей // Вестник педагогических наук. 2022. № 4. С. 89–94.
15. Технический английский. Базовый курс: учебник / Л. С. Бирюкова, Ж. В. Демьянова, Н. А. Копылова, М. А. Слепнева; Нац. исслед. ун-т МЭИ. М.: Изд-во МЭИ, 2023. 360 с.
16. Слепнева М. А. Цель и структуризация учебного пособия по иностранному языку для студентов технических вузов. Обучение иностранному языку для профессиональных целей: традиции, инновации и перспективы // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: сб. ст. М.: Изд-во МЭИ, 2021. С. 137–144.
17. Слепнева М. А. Интеграция электронного учебного издания в учебный процесс по дисциплине иностранный язык // Языки и культуры в современном мире: Междунар. науч.-практ. конф. НОПриЛ (17-я; 2022; Москва): материалы конференции. М.: Изд-во МЭИ, 2023 . С. 266–270.
18. Слепнева М. А. Разработка МООК по английскому языку для студентов бакалавриата инженерных специальностей // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XII междунар. науч. конф. (Гомель, 21 октября 2022 года). С. 89–96.
19. Слепнева М. А., Петрова И. В. Применение онлайн-курса при обучении студентов магистратуры технических специальностей иностранному языку // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 119–125.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 77 — 89
Скачиваний: 130