Особенности трансформации системы высшего образования Казахстана
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-67-76
В настоящее время в Казахстане проходят динамические процессы трансформации системы высшего образования, в частности в высших учебных заведениях. Трансформация затрагивает все сферы деятельности университетов: от нормативно-правового регулирования и уставной деятельности до разработки новых образовательных программ, развития образовательного менеджмента, формирования современной инфраструктуры. Цель настоящей работы заключается в выявлении и описании особенностей казахстанского опыта системы высшего образования. Материалами исследования по трансформации сферы высшего образования Казахстана послужили принятые поступательные нормативные правовые акты, а также стратегические программы развития. Для достижения поставленной цели рассмотрены изменения и новые ключевые направления в стратегиях развития ведущих высших учебных заведений, в принятых на государственном уровне правовых документах, направленных на реформирование системы высшего образования Казахстана. Выявлены новые подходы и задачи для трансформации системы высшего образования в Республике Казахстан. Определены особенности текущего процесса реформирования системы высшего образования Казахстана и преимущества введения новой организационно-правовой формы университетов. Рассмотрены потенциальные возможности внедрения в систему высшего образования Казахстана атласа новых профессий и компетенций и региональных атласов «Жаңа мамандықтар», разработанных в целях переформатирования системы высшего образования Казахстана и обеспечения приоритета подготовки кадров для удовлетворения потребности экономики квалифицированными кадрами с учетом международных тенденций развития экономики. Практическая значимость исследования состоит в систематизации структурных изменений в системе высшего образования Казахстана, а также в определении траекторий дальнейшего развития сферы высшего образования. Для реализации дальнейшего процесса реформирования системы высшего образования Республики Казахстан разработаны рекомендации, направленные на развитие образовательного менеджмента в университетах, а также формирование цифровой архитектуры системы высшего образования. Реализация представленных в исследовании рекомендаций позволит сформировать конкурентоспособные образовательные экосистемы сферы высшего образования.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, трансформация системы высшего образования, образовательный менеджмент, атлас профессий, некоммерческое акционерное общество, исследовательский университет
Библиография:
1. Макеев В. В. Особенности организации образовательного процесса в современном техническом университете // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. № 2 (214). С. 39–44. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-39-44
2. Барбер М., Донелли К., Ризви С. Накануне схода лавины: высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–236.
3. Шаяхметова Ш. Т. Государственное управление эффективностью деятельности высших учебных заведений в Республике Казахстан: дис. ... д-ра филос. Астана, 2018. 164 с.
4. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 240 с.
5. Кларк Б. Р. Система высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 360 с.
6. Чекмарев В. В., Губин В. А. Мировой социально-экономический контекст высшего образования (обзор книг Бертона Р. Кларка) // Экономика образования. 2013. № 1. С. 131–133.
7. Осташова Я. В. Пандемия COVID-19 как фактор трансформаций в системе высшего образования Казахстана // Достижения и перспективы современной науки: сб. ст. науч.-практ. конф., Астана, Казахстан, 15 февраля 2021 г. М.: Мир науки, 2021. С. 129–133.
8. Ибатов М. К., Пак Ю. Н., Жетесова Г. С., Пак Д. Ю. Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2021. № 2. С.154–168.
9. Мулдахметов З. М., Газалиев А. М. Цифровая трансформация образования в Казахстане // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 53–57.
10. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000460 (дата обращения: 03.02.2023).
11. Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года: утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636 (дата обращения: 21.03.2023).
12. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248 (дата обращения: 15.04.2023).
13. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан: утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 806. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000806 (дата обращения: 21.03.2023).
14. Атлас новых профессий и компетенций. Астана, 2020. URL: https://www.enbek.kz/atlas/ru/about (дата обращения: 21.03.2023).
15. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 43–52.
16. Программа развития Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева на 2022–2026 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2022 года № 715. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000715 (дата обращения: 19.03.2023).
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 67 — 76
Скачиваний: 139