Олимпиадное движение в отечественной системе образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-25-34
Предметные олимпиады в отечественной и зарубежной системах образования являются проверенным временем средством поиска и отбора талантливой и одаренной молодежи. Запрос современного общества на воспитание креативных специалистов, способных нелинейно мыслить в условиях неопределенного контекста профессиональной деятельности, обусловливает обращение к средствам творческих конкурсов и олимпиад. В российской научной литературе термин «олимпиадное движение» используется в различных интерпретациях, что и обусловило проблему нашего исследования. Цель статьи – обосновать использование данного термина в современном контексте практик реализации олимпиад. Мы опираемся на принципы системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. В статье преимущественно используются теоретические методы – анализ научной литературы по теме, обобщение, категоризация, моделирование. Эмпирический опыт, полученный нами во время работы с участниками олимпиад, также послужил основой исследования, главные методы – наблюдение и беседа. В результате исследования указано, что олимпиадное движение есть педагогическая система реализации предметных олимпиад по различным дисциплинам, которая реализуется в школе и вузах, определены ее социокультурные функции и компоненты; построена модель олимпиадного движения в России. Научная новизна проявляется в уточнении термина «олимпиадное движение», вместе с построением модели данного феномена в отечественной теории и практике реализаций интеллектуальных состязаний. Теоретическая значимость заключается в приращении знания в педагогической теории наравне с уточнением термина, который используется в отечественной традиции. На практическом уровне результаты могут использоваться учеными для будущих исследований.
Ключевые слова: олимпиадное движение, олимпиада, интеллектуальные состязания, академические конкурсы
Библиография:
1. Вдовина Т. О., Карасев С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2019. № 11 (282). С. 31–34.
2. Привалова Г. Ф., Ткаченко Л. А., Ткаченко А. В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 160–165.
3. Астанин С. С., Звонарева Е. А., Корецкая И. И. Методика и специфика составления заданий очного этапа олимпиад по биологии и химии для школьников // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 428–433. doi: 10.25683/VOLBI.2022.60.366
4. Гулов А.П. Особенности заданий письменного конкурса на всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Язык и культура. 2023. № 62. С. 235–253. doi: 10.17223/19996195/62/12
5. Petersen S., Blankenburg J. S., Höffler T. N. Challenging gifted students in science – the German Science Olympiads // Teaching Gifted Learners in STEM Subjects: Developing talent in science, technology, engineering and mathematics / eds. K. S. Taber, M. Sumida, L. McClure. London: Routledge, 2018. P. 157–170.
6. Богданова Л. А. Развитие олимпиадного движения в контексте нравственного воспитания обучающихся // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 1 (30). С. 44–47.
7. Иванова Т. А. Из опыта проведения региональной олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Нижневартовский филологический вестник. 2022. № 1. С. 30–42. doi: 10.36906/2500-1795/22-1/03
8. Гулов А. П. Предметные олимпиады в России и за рубежом: культурологический подход. М.: КДУ: Добросвет, 2023. 122 с. doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1299-0-2023-122
9. Кисова В. В., Семенов А. В., Семенова Е. А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 134–138.
10. Пираторова А. И., Тюленева В. В. Олимпиада по математике как средство формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста // Вопросы педагогики. 2022. № 6-1. С. 243–246.
11. Анисимов К. Г., Анисимова Е. А., Рязанова О. В. Инновационный опыт вуза по развитию олимпиадного движения школьников // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 71–74. doi: 10.20339/AM.09-18.071
12. Белан Н. А. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 23 с.
13. Рябова С. В., Искужина Н. Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере Республики Башкортостан // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2. С. 45–61. doi: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-45-61
14. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 258–265. doi: 10.17816/snv202308
15. Özbek G., Cho S. Project productions with real-life problems in the STEM domain of gifted youths according to their program evaluations // Gifted Education International. 2023. Vol. 39, № 2. Р. 183–202. https://doi.org/10.1177/02614294231166770
16. Нестеров В. П. Диагностика способностей обучающихся, одаренных в области физики, для построения индивидуальных образовательных траекторий // Физика в школе. 2022. № 7. С. 14–18. doi: 10.47639/0130-5522_2022_7_14
17. Бутко Г. А., Киселева Н. Ю., Шашкина Г. Р. Педагогическая олимпиада – инструмент оценки профессиональных компетенций // Педагогика. 2022. Т. 86, № 2. С. 72–83.
18. Беленкова Ж. Т. Предметные олимпиады как важная часть обучения // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2016. № 4. С. 22–26.
19. Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 138–148.
20. Дудчик А. Ю., Ретюнских Л. Т. Философское образование и олимпиады для школьников в реальном и виртуальном пространстве // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. 2022. № 1 (5). С. 82–88. doi: 10.20948/future-2022-7
21. Anderhag P., Wickman P. O., Bergqvist K., Jakobson B., Hamza K. M., Säljö R. Why do secondary school students lose their interest in science? Or does it never emerge? A possible and overlooked explanation // Science Education. 2016. Vol. 100, № 5. Р. 791–813.
22. Rebholz F., Golle J., Tibus M. et al. Getting fit for the Mathematical Olympiad: positive effects on achievement and motivation? Z Erziehungswiss, 2022. https://doi.org/10.1007/s11618-022-01106-y
23. Генкин В. М. Готовимся к олимпиаде по русскому языку: задания лингвистического конкурса // Русский язык и литература. 2022. № 4 (271). С. 45–51.
24. Григорьев А.В., Добротина И.Н., Осипова И.В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 30–35.
25. Корышев М. В. Олимпиады школьников и их социализирующий потенциал: олимпиады и проблемы социального сиротства // Научное мнение. 2015. № 9-2. С. 97–100.
26. Тищенко А. А. Воспитательный потенциал предметной олимпиады // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2022. Т. 77, № 1. С. 86–90.
27. Артамонова М. В. Успешные практики и проблемы в организации олимпиадного движения для учителей в современном образовательном пространстве // Преемственность в образовании. 2016. № 14 (12). С. 103–113.
28. Чертовских Е. Н., Колтышева Т. Н. Совершенствование компетенций преподавателя в процессе подготовки обучающихся к участию в олимпиадах профмастерства // Методист. 2022. № 6. С. 49–51.
29. Ahmed N., Urmi T., Tasmin M. Challenges and opportunities for young female learners in STEM from the perspective of Bangladesh. Paper presented at the Proceedings of 2020 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering, TALE 2020, 2020. Р. 39–46. doi: 10.1109/TALE48869.2020.9368378
30. Akram T. M., Ijaz A., Ikram H. Exploring the factors responsible for declining students’ interest in chemistry // International Journal of Information and Education Technology. 2017. Vol. 7, № 2. Р. 88–94. https://doi.org/10.18178/ijiet.2017.7.2.847
31. Колпакова Н. П., Иванова Е. В. Олимпиада школьников как инструмент профориентационной работы и регулирования миграционных процессов в экономике региона // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. № 3 (78). С. 22–26.
32. Лоренц В. В., Чекалева Н. В. Трансформация школы как источник развития высшего педагогического образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 116–120.
33. Садовничий В. А. Поиск талантливых школьников и учителей: олимпиадное движение, конкурс «Учитель года», повышение квалификации // Вестник Герценовского университета. 2010. № 3 (77). С. 16–18.
34. Попов А. И., Пучков Н. П. Управление олимпиадным движением в вузе // Образование и саморазвитие. 2010. № 3 (19). С. 75–81.
35. Козлова Т. Л., Чернышев Д. А. Структура и принципы организации олимпиадного движения // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 116–122.
36. Агаханов Н. Х. Научно-методическое обеспечение работы с математически одаренными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2022. 54 с.
37. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об общественных объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/811e44e45297382fb39a0f868c12ad260f654602/ (дата обращения: 24.07.2023).
38. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3e4G1AQGt (дата обращения: 24.07.2023).
39. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 года № 565 «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337769/ (дата обращения: 24.07.2023).
40. Деятельность Российского совета олимпиад школьников. URL: https://rsr-olymp.ru/about (дата обращения: 24.07.2023).
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 25 — 34
Скачиваний: 127