Принципы профильного обучения в системе современного образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-17-24
Прочным фундаментом всестороннего развития личности является профильное обучение, которое способствует гармоничному развитию обучающегося с учетом его потенциала, физического и психического здоровья путем дифференциации и индивидуализации обучения. Идея профильного обучения не нова, но актуальность его не уменьшается и сегодня. Принципы, на которых базируется профильное обучение, исследовались как отечественными, так и зарубежными учеными. Анализ их актуальности в условиях изменяющейся окружающей действительности с учетом требований современного общества и профессиональной среды лежит в основе данной статьи. В работе была установлена соподчиненность принципов профильного обучения, которая соответствует уровням методологии исследования. Выделены два их уровня - общесистемные и внутрисистемные принципы. Профильное обучение является элементом в системе среднего общего образования, поэтому оно должно базироваться на общих принципах образования. Сравнительный анализ содержания общесистемных принципов позволил определить перечень постулатов, которые продолжают составлять основу профильного обучения на современном этапе. К ним можно отнести принцип демократизации и гуманизации; принцип адекватности и перспективности; принцип интеграции и дифференциации; принцип вариативности и альтернативности. Исследование внутрисистемных принципов позволило сформировать их структуру, выделив две составляющие: основные постулаты, на которых основывается преподавание в неоднородных классах; основные постулаты, на которых основывается наполнение конкретной учебной дисциплины. В работе раскрыто их содержание. Принципы, на которых основывается преподавание в неоднородных классах: принцип социального взаимодействия, принцип различности всех учеников. Принципы наполнения конкретной учебной дисциплины: принцип соответствия содержания образования уровню и темпу общественного, социального, экономического развития для обеспечения достижения поставленных целей; принцип доступности содержания обучения для его качественного усвоения в сочетании с научной и практико-ориентированной составляющими; принцип преемственности, связующий принцип структурной целостности обучения на всех его этапах.
Ключевые слова: профильное обучение, принципы профильного обучения, соподчиненность принципов, общесистемные принципы, внутрисистемные принципы
Библиография:
1. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783. URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 11.02.2023).
2. Бутакова М. В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Вологда, 1999. 24 c.
3. Вахрушева Н. В. Принципы отбора содержания профильного курса по финансовым вычислениям для общеобразовательных учреждений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7 (июль). С. 1–5.
4. Ермолаев Е. А. Принципы отбора содержания элективных курсов по геометрии // Интеграция образования. 2008. № 3 (52). С. 97–102.
5. Инусова Х. М., Магомедов Ш. А. Принципы структурирования содержания профильного обучения информатике // Мир науки, культуры и образования. 2017. № 2 (63). С. 145–148.
6. Серебренников Л. Н. Содержание профильного обучения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-profilnogo-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 11.06.2023).
7. Столба М. А. Принципы отбора содержания профильного обучения иностранному языку в рамках элективных курсов // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2012. № 7 (июль). С. 1–7.
8. Тагариев Р. З., Шакирова М. Г., Ганеев В. В., Баланюк Н. А., Мошелев А. В., Белявская И. А. Условия и принципы организации креативной образовательной среды в условиях профильного обучения в сельской школе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 51–54.
9. Таранов M. C. Принципы реализации интегрированного обучения физике и информатике в профильной школе // Интеграция образования. 2008. № 3 (52). С. 19–23.
10. Яковлев Б. П., Гейнц Л. В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 6. С. 86–88.
11. Tomlinson C. A. The Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners. 2nd ed. Alexandria, VA: ASCD, 2014.
12. Doubet K. J., Hockett J. A. Differentiation in Elementary Schools: Strategies to Engage and Equip All Learners. Alexandria, VA: ASCD, 2017.
13. Tomlinson C. A., Sousa D. Differentiation and the Brain: How Neuroscience Supports the Learner-Friendly Classroom. Solution Tree. 2011.
14. Pearl Subban. Differentiated instruction: A research basis // International Education Journal. 2006. Vol. 7, № 7. Р. 935–947. Shannon Research Press.
15. Collis B., Moonen J. C. M. M. Lessons learned about technology and learning // Online Learning: Personal reflections on the transformation of education / ed. G. Kearsley. Englewood Cliffs, 2005. P. 36–46.
16. Julia Scherba de Valenzuela, Elizabeth Kay-Raining Bird, Karisa Parkington, Pat Mirenda, Kate Cain, Andrea A. N. MacLeod, Eliane Segers. Access to Opportunities for Bilingualism for Individuals with Developmental Disabilities: Key informant interviews // Journal of Communication Disorders. 2016. Vol. 63. P. 32–46.
17. Stronge J. Teacher effectiveness and student achievement: What do good teachers do? Paper presented at the American Association of School Administrators Annual Conferenceand Exposition, San Francisco, California, 2004.
18. Mulroy H., Eddinger K. Differentiation and literacy. Paper presented at the Institute.on Inclusive Education, Rochester, 2003.
19. Forsten C., Grant J., Hollas B. Differentiated Instruction. Different Strategies for Different Learners. Peterborough: Crystal Springs Books, 2002.
20. McBride B. Data-driven instructional methods: «One-strategy-fits-all» doesn’t work in real classrooms // T.H.E Journal. 2004. Vol. 31, № 11. P. 38–40.
21. Fischer K. W., Rose L. T. Webs of skill: How students learn // Educational Leadership. 2001. Vol. 59, № 3. P. 6–123.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 17 — 24
Скачиваний: 139