Содержание и средства репрезентации концепта «любовь» в лирике Н. А. Заболоцкого разных лет
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-6-103-110
Одним из ключевых концептов в лирике Н. А. Заболоцкого является концепт «любовь». Его наиболее яркое проявление исследователи отмечают в поздней лирике поэта, однако на раннем этапе творчества, в циклах «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы», концепт «любовь» также присутствует, но служит общему замыслу автора показать бездуховный и распущенный мир нэпа, поэтому приобретает необычные формы вербализации и имеет своеобразное содержание. Цель работы – выявление особенностей содержания и способов репрезентации концепта «любовь» на раннем и позднем этапах творчества Н. А. Заболоцкого. В статье приводятся результаты анализа стихотворений Н. А. Заболоцкого разных лет, включающих концепт «любовь». Использованы биографический, семантико-стилистический, контекстологический, сравнительно-сопоставительный, а также концептуальный методы, которые позволяют раскрыть особенности содержания, репрезентации и восприятия читателем концепта «любовь» в лирике Н. А. Заболоцкого. Анализ стихотворений позволил выявить и сформулировать особенности содержания и структуры концепта «любовь» в поэтических текстах Н. А. Заболоцкого. Тяжелое для поэта время нэпа повлияло на его творчество: в своих первых циклах «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы» автор создает перевернутый, «вывернутый наизнанку» мир, в котором любовь существует только в виде плотской страсти и распущенности. Женщина как предмет любовных воздыханий в этом мире отсутствует, есть только «не то сирены, не то девки» и «бабы». В поздний период, в связи с увлеченностью Н. А. Заболоцкого философскими идеями, концепт «любовь» видоизменяется как в содержательном отношении, так и в способах репрезентации. На первый план выходит женщина и жена как объект любви, а чувство становится глубоким и чистым. Анализ лингвистических и художественных особенностей лирики Н. А. Заболоцкого разных лет позволил сформулировать особенности трансформации концепта «любовь» в ранней и поздней лирике автора. Полученные результаты значимы для исследования динамики поэтической картины мира Н. А. Заболоцкого.
Ключевые слова: концепт, художественный концепт, ключевое слово, ассоциативно-смысловое поле, стилистический прием
Библиография:
1. Мосейчук Т. В. Концепт «любовь» в концептуальной картине мира Н. Заболоцкого // Куляшоўскія чытанні: материалы Международной научно-практической конференции, Могилев, 27–28 апреля 2011 года. Могилев: Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2011. С. 201–204.
2. Туктангулова Е. В. Репрезентация художественного концепта «любовь» в позднем творчестве Н. А. Заболоцкого // Современные языки в динамике и взаимодействии: материалы II Междунар. науч. форума, посвящ. 90-летию Удмуртского гос. ун-та, Ижевск, 27 сентября 2021 года. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2022. С. 204–208.
3. Исаева О. В. Содержание концепта «красота» и средства его лексического выражения в лирике Н. А. Заболоцкого // Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы (к юбилею доктора филологических наук, профессора Н. С. Болотновой и 30-летию научного направления): материалы Всерос. науч. семинара, Томск, 20 января 2023 года / под общ. ред. С. М. Карпенко. Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2023. С. 135–142.
4. Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы 1926–1933. Стихотворения 1932–1958. Стихотворения разных лет. Проза // Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1. 655 с.
5. Степанов Н. Л. Николай Заболоцкий (1903–1958) // Столбцы и поэмы 1926–1933. Стихотворения 1932–1958. Стихотворения разных лет. Проза. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1. С. 5–28.
6. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. 443 с. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/ (дата обращения: 29.07.2023).
7. Словарь русского языка (малый академический словарь): в 4 т. Т. 2: К–О / Академия наук СССР, Ин-т рус- языка; под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. М.: Русский язык, 1985–1988. 736 с.
8. Кекова С. В. Николай Алексеевич Заболоцкий. 1903–1958. Поэтический мир Н. Заболоцкого // Сохранившие традицию: Н. Заболоцкий, А. Тарковский, И. Бродский: учеб. пособие (по страницам литературной классики). Саратов: Лицей, 2003. С. 3–51. URL: https://loshch.livejournal.com/37448.html (дата обращения: 12.06.2023).
9. Русский ассоциативный словарь / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева и др.: в 2 т. М., 2002. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/index.php (дата обращения: 27.07.2023).
10. Словарь русского языка (малый академический словарь): в 4 т. Т. 3: П–Р / Академия наук СССР, Ин-т рус- языка; под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. М.: Русский язык, 1985–1988. 752 с.
11. Булюбаш А. Ю. Способы языкового означивания перцептивного модуса «осязание» в поэтической речи Н. А. Заболоцкого // Культура и цивилизация. 2017. Вып. 2, № 1А. С. 340–351.
12. Воробьева Т. А. Тютчевские реминисценции в поэзии Н. А. Заболоцкого // Вестник Череповецкого государственного университета. 2009. № 3 (22). С. 44–46.
13. Жолковский А. К. Загадки «Знаков зодиака» // Н. А. Заболоцкий: pro et contra / сост. Т. В. Игошева, И. Е. Лощилов. СПб.: РХГА, 2010. С. 867–910.
14. Фоменко И. В. «Последняя любовь» Н. Заболоцкого: семантика заглавия // Новый филологический вестник. 2007. № 2 (5). С. 134–138.
15. Заболоцкий Н. Н. Мир Заболоцкого // Н. А. Заболоцкий: pro et contra / сост. Т. В. Игошева, И. Е. Лощилов. СПб.: РХГА, 2010. С. 513–533.
16. Корнилов В. Н. Неужто некуда идти?.. (Заболоцкий) // Н. А. Заболоцкий: pro et contra / сост. Т. В. Игошева, И. Е. Лощилов. СПб.: РХГА, 2010. С. 701–710.
17. Грот Е. П. Николай Заболоцкий // Н. А. Заболоцкий: pro et contra / сост. Т. В. Игошева, И. Е. Лощилов. СПб.: РХГА, 2010. С. 350–354.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 103 — 110
Скачиваний: 265