Дистанционное обучение в эпоху post-COVID-19: на основе изучения мнений преподавателей иностранного языка
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-129-138
Цель исследования заключается в анализе точек зрения преподавателей иностранного языка на дистанционное обучение в период, который мы определяем теперь как постковидный; на оптимальное соотношение форм реального и виртуального обучения; на основные трудности, которые они испытывают при переходе на гибридный формат обучения; на изменения качества жизни преподавателей и их эмоционального состояния. Основой для исследования послужили анонимные ответы 120 преподавателей иностранного языка (ИЯ) на вопросы онлайн-анкеты. По результатам проведенного анкетирования установлено, что 46 % преподавателей ИЯ полностью адаптировались к дистанционному формату преподавания, однако 39 % работают дистанционно с большим нежеланием. Практически половина опрошенных (47,5 %) считает, что онлайн-обучение является эффективным только в сочетании с очной формой обучения. Для 63 % преподавателей главной трудностью онлайн-преподавания на данный момент является накопленная физическая и психологическая усталость. Оптимальным соотношением очных и онлайн-занятий при смешанном формате обучения для достижения его наибольшей эффективности, по мнению опрошенных преподавателей, является 50–70 % занятий в очном формате. Преимущества онлайн-обучения преподаватели видят в более рациональном использовании своего рабочего времени (40 %), возможностью совмещения его с другой работой. Дистанционное обучение сказывается на здоровье преподавателей. Полученные результаты исследования рекомендованы для пересмотра условий работы преподавателей как при онлайн-, так и при смешанном формате обучения с целью повышения качества их профессиональной деятельности в условиях смешанного и дистанционного обучения. Проведенное исследование, основанное на эмпирических показателях, представляет интерес для специалистов, занимающихся вопросами цифровизации образовательной системы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, преподавание иностранных языков, пандемия, преподаватели иностранных языков, COVID-19, постковидная эра, здоровье преподавателей
Библиография:
1. Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture. (2020). L’éducation dans un monde post-Covid : Neuf idées pour l’action publique. La Commission internationale sur Les futurs de l’éducation. Publié en 2020 par l’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. © UNESCO 2020 URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373717_fre (дата обращения: 01.12.2022)
2. Баклашкина О. Н., Максимова Н. В., Луц С. С. Преимущества гибридной формы обучения в преподавании иностранных языков // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 3. С. 9.
3. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework // Educational Technology Research and Development. 2020. Vol. 68 (5). P. 2449–2472.
4. Волченкова К. Н. Анализ отношения преподавателей российского вуза к вынужденному дистанту // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. № 12 (4). C. 88–97.
5. Lockee B. B. Online education in the post-COVID era // Nat Electron. 2021. № 4. P. 5–6.
6. Lennox J., Reuge N., Benavides F. UNICEF’s lessons learned from the education response to the COVID-19 crisis and reflections on the implications for education policy // International Journal of Educational Development. 2021. № 85. Р. 102429. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0738059321000821?via=ihub (дата обращения: 15.11.2022).
7. Cahapay M. B., Michael B. Rethinking Education in the New Normal Post-COVID-19 Era: A Curriculum Studies Perspective // Aquademia. 2020. № 4 (2). URL: https://www.aquademia-journal.com/article/rethinking-education-in-the-new-normal-postcovid-19-era-a-curriculum-studies-perspective-8315 (дата обращения: 05.12.2022).
8. Zhao Y., Watterston J. The changes we need: Education post COVID-19 // Journal of Educational Change. 2021. № 22. P. 3–12.
9. Neuwirth L. S., Jovic S., et Mukherji B. R. Reimagining higher education during and post-COVID-19: Challenges and opportunities // Journal of Adult and Continuing Education. 2021. Vol. 27, № 2. P. 141–156.
10. Szopiński T., Bachnik K. Student evaluation of online learning during the COVID-19 pandemic. Technological Forecasting and Social Change, 2020, vol.174, 121203. Szopiński T., Bachnik K. Student evaluation of online learning during the COVID-19 pandemic // Technological Forecasting and Social Change. 2020, Vol. 174. Р. 121203. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8429354/ (дата обращения: 21.11.2022).
11. Диденко Э. Н. Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды // Современное педагогическое образование. 2021. № (5). С. 36–43.
12. Голованова И. И., Алипичев А. Ю., Тимур А., Балтина Т. В., Горская Т. Ю., Донецкая О. И., Хасанова Э. Н. Цифровая образовательная среда и онлайн-формат обучения глазами студентов: за и против // Образование и саморазвитие. 2022. № 3. С. 202–221.
13. Núñez-Canal M., de Obesso M. D. L. M., Pérez-Rivero C. A. (2022). New challenges in higher education: A study of the digital competence of educators in Covid times // Technological Forecasting and Social Change. № 174. Р. 121270. URL: https://ideas.repec.org/a/eee/tefoso/v174y2022ics0040162521007046.html (дата обращения: 02.12.2022).
14. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Опыт дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: факты перспективы // Ценности и смыслы. 2021. № 2. Р. 63–77.
15. Козаренко О. М. COVID-19: дистанционное обучение глазами студентов // Открытое и дистанционное образование. 2021. № 79 (1). C. 25–34.
16. Kozarenko O. M. Enseignement à distance lors de la pandémie de COVID-19: enjeux d’enseignants de français langue étrangère (FLE) de Russie // Formation et profession. 2020. 28 (4 hors-série). P. 1–11.
17. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93–113.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 129 — 136
Скачиваний: 287