Особенности подготовки педагогических кадров для обучения иностранному языку в условиях цифровизации в Уральском федеральном университете
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-76-83
На сегодняшний день образование в целом и подготовка научно-педагогических кадров в частности являются одними из ключевых направлений, на которые Правительство Российской Федерации выделяет большое количество ресурсов. Так, например, в рамках улучшения качества высшего образования в России была разработана и принята Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. (от 24 июня 2022 г.). Данная концепция подразумевает активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в системы образования РФ. Следует отметить, что процессы цифровой трансформации прослеживаются не только в системе образования, но и в других сферах жизни человека, например в экономике, медицине и др. Данная тенденция предусматривает полный или частичный переход на цифровые носители информации, которые во многом упрощают процессы общественной жизни, которые не всегда могут протекать в оффлайн-формате, что стало особенно явным в период пандемии, когда мир вынужден был перейти на дистанционные формы взаимодействия. В сфере образования учебные учреждения прибегли к возможностям электронной образовательной среды, сочетающей в себе материалы образовательного контента в разных его формах (текстовые материалы наряду с видео- и аудиоматериалами). Электронные образовательные ресурсы находятся в открытом доступе, обучающиеся могут выполнять задания в любое удобное время из любой точки с возможностью выхода в интернет. В свою очередь преподаватели получают возможность систематически обновлять образовательный контент и подстраивать его под потребности учащихся, реализуя тем самым тенденции индивидуализации и гуманизации систем высшего образования. В рамках электронных образовательных ресурсов авторы данной статьи выделяют особенности реализации и применения электронных учебных курсов. Авторы статьи представляют преимущества и недостатки использования электронных учебных курсов при обучении педагогических кадров на занятиях по иностранному языку на примере трех разработанных электронных учебных курсов «Иностранный язык 44.03.01», «Практика устной и письменной речи (английский язык), первый семестр», «Лингвострановедение и страноведение».
Ключевые слова: методика преподавания, иностранный язык, педагогические кадры, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, электронный образовательный ресурс, электронный учебный курс
Библиография:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207010040?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 25.09.2022).
2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (дата обращения 30.09.2022).
3. ГОСТ 52653-2006. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 21.09.2022).
4. ГОСТ 7.60-2003. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200034382 (дата обращения: 21.09.2022).
5. Протасов А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/168/4457 (дата обращения: 28.09.2022).
6. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006. 23 с.
7. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиасистемы // Единое окно. URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=45271 (дата обращения: 26.09.2022).
8. Давыдова Н. С., Вайндорф-Сысоева М. Е. Технология организации ЭУК (электронного учебного курса) в системе дополнительного художественного образования // Интеграция науки, технологий и образования: ИНТО – 2018. М., 2018. С. 152–157.
9. Лямзин М. А. Средства обучения и их реализация в компетентностном подходе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 18 (729). С. 85–93. Серия: Психологические науки.
10. Ковалева А. Г., Губина Д. И. Электронные учебные курсы на иностранном языке для обучения студентов образовательной программы «Методика преподавания иностранных языков» // Современные направления профессиональной языковой подготовки лингвистов-переводчиков и преподавателей иностранного языка в вузе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию образования кафедры иностр. языков и перевода Уральского федерального университета. Екатеринбург, 2023. С. 221–230.
11. Терехова Г. В. ЭУК как альтернатива учебному пособию при дистанционном формате обучения (из практики работы) // Глобальный научный потенциал. 2022. № 2 (131). С. 29–32.
12. Денисенко С. И. Электронные учебные курсы в образовательном процессе вуза // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2017. № 5 (782). С. 96–102.
13. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. С. 36–50.
14. Скачкова Н. В. Использование цифровой дидактики в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 28–37. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-28-37
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.). URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-121/ (дата обращения: 21.09.2022).
16. Tolmachev M., Korotaeva I., Zharov A., Beloglazova L. Development of Students’ Digital Competence When Using the “Oracle” Electronic Portal // European Journal of Contemporary Education. 2022. № 11 (4). P. 1261–1270.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 76 — 83
Скачиваний: 272