Методические понятия, отражающие генезис профессионализма учителя
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-58-65
В ряду понятий, отражающих генезис (становление и развитие) профессионализма учителя, повсеместно используются не только педагогические, но и методические понятия, суть которых, соотношение обозначаемых ими методических категорий пока не получили должного аналитического освещения и научного обоснования. Ряд из них используется без должного осмысления, синонимично и эклектично. Отсутствует однозначный ответ на вопрос о том, какие методические понятия обозначают и отражают высший уровень профессионализма учителя. Данное исследование посвящено обобщению и сопоставлению методических понятий и категорий, характеризующих профессионализм, качество методической подготовки и обучающей деятельности учителя. Цель исследования – в результате обобщения наиболее точных определений проранжированных основных методических понятий, отражающих генезис профессионализма учителя, определить уровневую иерархию методических понятий, обозначающих соответствующие категории в данном генезисе. В качестве методов использовались: анализ научной литературы по проблеме исследования и словарей; изучение востребованности/запроса методических понятий в поисковых системах интернета с их последующим ранжированием, обобщение. Материал исследования – диссертации, учебная литература, научные статьи. Выявлено, что в ряду русскоязычных методических понятий, отражающих генезис профессионализма учителя, основными являются «методическая культура» и «методическая компетентность». Большее количество точных определений обнаруживается именно у данных понятий. Уровнем становления профессионализма учителя, как правило, называют методическую грамотность. Методическая компетентность предшествует методическому мастерству и методической культуре, которые связаны с методическим творчеством. Точки зрения на соотношение методических понятий и категорий в генезисе профессионализма учителя разнятся, однако можно выделить уровни в их иерархии. На базовом уровне находятся «методическая грамотность», «методические знания, навыки, умения». Уровнем выше находятся «методическая компетентность», «методический кругозор», «убеждения учителя», «методическое творчество». Высший уровень профессионализма отражается в понятиях «методическое мышление», «методическая культура», «методическое мастерство», «методическое кредо».
Ключевые слова: профессионализм учителя, генезис профессионализма учителя, методические понятия, методическая компетентность, методическое мастерство, методическое мышление, методическая культура, методическое кредо
Библиография:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Аванесян Н. В. Сущностная характеристика методической культуры педагога // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 7 (37). С. 5–7.
3. Бережная Т. Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2010. 22 с.
4. Гуляева М. А. Формирование методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2014. 23 с.
5. Карачевцева А. П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2003. 19 с.
6. Мильруд Р. П. Обучение культуре и культура обучения языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 4 (108). С. 136–143.
7. Мильруд Р. П. Методическая культура: переключение кодов // Просвещение. Иностранные языки. 2012. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2012/03/metod-culture (дата обращения: 15.09.2022).
8. Бубнова И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 77–85.
9. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 22 с.
10. Тумашева О. В. О методической компетентности учителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2009. № 1. С. 65–70.
11. Сокольницкая Т. Н. Основные характеристики методического мышления современного учителя иностранного языка // Известия Российского государственного педагогического университета. 2013. № 158. С. 116–124.
12. Таможняя Е. А. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 1. С. 188–193.
13. Артемов А. К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: учеб. пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. Самара: Изд-во СГПУ, 1999. 118 с.
14. Киселёв А. В. Сущность и содержание методического мастерства преподавателей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 3-1. С. 130–137.
15. Барышников Н. В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-1. С. 55–65.
16. Барышников Н. В., Вартанов А. В. Учитель многоязычия: компоненты профессиональной подготовки (к постановке вопроса) // Многоязычие в образовательном пространстве. 2018. № 10. С. 7–17.
17. Карданова Е. Ю., Пономарева А. А., Осин Е. Н., Сафуанов И. С. Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44–81.
18. Mehr A. R., Kazemi S. A., Omidvari A. The effect of teachers’ beliefs on their instructional practices: regarding teaching reading strategies // Indian Journal of Fundamental and Applied Life Sciences. 2015. Vol. 5 (S1). P. 3614–3631. URL: www.cibtech.org/sp.ed/jls/2015/01/jls.htm (дата обращения: 17.11.2022).
19. Pajares M. F. Teachers‘ beliefs and educational research // Review of Educational Research. 1992. № 62 (3). P. 307–332.
20. Rraku V. Teachers’ beliefs about reading and use of reading strategies // Lingua mobilis. 2014. № 3 (49). P. 139–150.
21. Turner J. C., Christensen A., Meyer D. K. Teachers’ Beliefs about Student Learning and Motivation // International Handbook of Research on Teachers and Teaching. 2009. P. 361–371.
22. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 90–94.
23. Вшивцева Е. И., Игна О. Н. Формирование научно-методической компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 9 (111). С. 199–203.
24. Перевозный А. В. Методическая культура: сущность, компоненты, этапы становления и развития // Инновации в образовании. 2018. № 6. С. 46–56.
25. Саяпин В. Н. Формирование методической культуры у будущих учителей технологии // Страховские чтения. 2018. Вып. 26. С. 249–254.
26. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. 158 с.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 58 — 65
Скачиваний: 308