Особенности медиапроекта как лингвокоммуникативного феномена и его использование в образовательной деятельности
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-3-86-94
В условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и усиления роли интернета в жизни современного человека возрастает роль медиаобразования и необходимость формирования медиакультуры пользователей. Одним из ярких проявлений медиакультуры языковой личности является способность создавать и адекватно воспринимать медиапроекты как отражение творческих возможностей человека в разных областях: культурологической, коммуникативной, текстовой, технологической. Недостаточная изученность данной проблематики определяет необходимость ее разработки. Цель – разработка проблемы организации медиапроектной деятельности, уточнение информации об особенностях медиапроекта как лингвокоммуникативного феномена с точки зрения его формы, содержания, функции, определение методики его создания и анализа. В исследовании использованы экспертное описание имеющихся источников по истории и теории вопроса, наблюдение, анализ и обобщение. В организации медиапроектной деятельности необходимо опираться на комплекс методов, включая социологические, методы аналитического и критического мышления, дискурсивный анализ, методы эффективной командной деятельности; необходимо владеть навыками текстообразования и стилистического редактирования медиатекстов, навыками использования компьютерных технологий. Медиапроект как форма коммуникации между создателем и адресатом определяется в аспекте формы, содержания и функций как текстовый продукт, основанный на сочетании различных аудиовизуальных технологий, умений автора создавать новое актуальное и оригинальное содержание, объединяя людей в результате совместной коммуникативной деятельности ради общего дела. Коммуникативная деятельность предполагает создание медиатекстов и их восприятие, интерпретацию и понимание. Медиапроект как лингвокоммуникативный феномен решает задачи, связанные с критическим мышлением, анализом и синтезом многоаспектной информации и презентацией адресату авторских идей. В передаче информации значимы различные средства, включая языковые и неязыковые (индексы, символы, иконы). Их умелое использование определяет эффективность медиапроектной деятельности и характеризует ее лингводидактический потенциал в сфере образования. Описаны выделенные автором виды медиапроектов: по структуре, жанровым особенностям и связанным с ними видам деятельности, а также по количеству участников образовательной деятельности. Отмечается, что подготовка медиапроекта включает определение его темы, цели и задач, фактор адресата. Для этого, опираясь на комплекс методов и имеющиеся компетенции, нужно выявить нишу, учесть фактор интеграции в общий медийный контекст, составить сценарий, подготовить презентацию, видеоролик, определить площадку для размещения, осуществить кооперацию в рамках командной и экспертной деятельности, провести адаптацию и корректировку продукта, продумать распространение медиапроекта. К параметрам комплексного анализа медиапроекта как лингвокоммуникативного феномена отнесены критерии оценки: 1) издателя; учредителя; собственника; редактора; 2) целей и задач проекта; 3) учета читательской/зрительской аудитории (целевая/адресная, общая, случайная); 4) авторского состава, коллектива, режиссуры; 5) внутренней структуры (темы, проблемы, сценария, сюжета, композиции, деталей); 6) жанрово-стилистических особенностей (жанра, типа речевой культуры автора, стиля, лексики, синтаксических конструкций); 7) оформления (имидж, вербалика/невербалика, реклама, инфографика, эффекты); 8) периодичности выхода (день/неделя/месяц/год); 9) объема, хронометража, плана; тиража, количества подписчиков, лайков/дизлайков, комментариев, просмотров (день/неделя/месяц/год); 10) оценки размещения на том или ином ресурсе/сайте/хостинге (опросы и данные). Медиапроектная деятельность опирается на знания, умения и навыки личности в области теории и практики медиакоммуникации, риторики, стилистики, медиалингвистики, а также в сфере информационно-компьютерных технологий. Подготовка медиапроектов имеет комплексный характер и способствует развитию творческого мышления, общей культуры и медиакультуры личности.
Ключевые слова: медиакоммуникация, медиакультура, медиаобразование, текстовая деятельность, медиапроект, методика создания и критерии анализа медиапроектов
Библиография:
1. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2007. 270 с.
2. Болотнов А. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационномедийной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.
3. Сыченков В. В. Управление командой медиапроекта в регионе // Ученые записки Казанского ун-та. 2009. Серия: Гуманитарные науки. Т. 151, кн. 5, ч. 2. С. 282–288. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-komandoy-mediaproekta-v-regione (дата обращения: 01.11.2022).
4. Багдасарова Р. А., Силенко В. А. Комьюнити-блогерство: архетипы и бренды // Гуманитарные науки. Вестник Финансового ун-та. 2022. № 12 (1). С. 161–166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komyuniti-blogerstvo-arhetipy-i-brendy (дата обращения: 01.11.2022).
5. Попова М. И., Сорвина Т. А., Фатова С. А. Концептуальная основа бизнес-планирования как комплексного обоснования медиапроектов // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 35–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-biznes-planirovaniya-kak-kompleksnogo-obosnovaniya-mediaproektov (дата обращения: 20.10.2022).
6. Каминская Т. Л. Краудфандинг для медиапроектов: коммуникативные практики адресации // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 487–499. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-dlya-mediaproektov-kommunikativnye-praktiki-adresatsii (дата обращения: 20.10.2022).
7. Каминская Т. Л. Цифровое комьюнити как фактор успешности медиапроекта // Гуманитарные науки. Вестник Финансового ун-та. 2022. № 12 (2). С. 91–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-komyuniti-kak-faktor-uspeshnosti-mediaproekta (дата обращения: 01.11.2022).
8. Павличенко И. А. Медиапроекты библиотек как средство трансляции научно-популярных знаний // Вестник Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. 2018. № 1 (34) март. С. 105–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproektybibliotek-kak-sredstvo-translyatsii-nauchno-populyarnyh-znaniy (дата обращения: 01.11.2022).
9. Рязанова В. А. Медиапроект «Arzamas» как виртуальный образовательный музей // Манускрипт. 2018. № 11 (97), ч. 1. С. 165–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproekt-arzamas-kak-virtualnyy-obrazovatelnyy-muzey (дата обращения: 01.11.2022).
10. Назарова М. С., Шестеркина Л. П. Особенности применения трансмедийного сторителлинга в процессе создания научно-популярного медиапроекта // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 103–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-transmediynogo-storitellinga-v-protsesse-sozdaniya-nauchno-populyarnogo-mediaproekta (дата обращения: 01.11.2022).
11. Овчинникова М. М. Модернизация медиаобразовательного проекта в соответствии с практической концепцией медиаобразования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 4. С. 55–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-mediaobrazovatelnogo-proekta-v-sootvetstvii-s-prakticheskoy-kontseptsiey-mediaobrazovaniya (дата обращения: 01.11.2022).
12. Каминская Т. Л., Томмингас Т. Яндекс Дзен: новый медийный и обучающий формат // Ученые записки Новгородского гос. ун-та. 2020. № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yandeks-dzen-novyy-mediynyy-i-obuchayuschiy-format (дата обращения: 01.11.2022).
13. Соколов М. В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2013. № 10 (83). С. 68–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-mediaproekt-kak-sredstvo-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnomu-samorazvitiyu-buduschego-pedagoga (дата обращения: 01.11.2022).
14. Фатеева И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 5 (360). С. 40–46.
15. Подобина Д. В. Молодежный медиапроект в сфере продвижения образовательных услуг: особенности визуального контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3 (25). С. 41–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-mediaproekt-v-sfere-prodvizheniya-obrazovatelnyh-uslug-osobennosti-vizualnogo-kontenta (дата обращения: 01.11.2022).
16. Сидоркина И. С. Медиапроекты в медиасреде: способы сохранения и популяризации этножурналистики // Огарёв-Online. 2018. № 3 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproekty-v-mediasrede-sposoby-sohraneniya-i-populyarizatsii-etnozhurnalistiki (дата обращения: 01.11.2022).
17. Коданина А. Л. Медиапроекты в социальных сетях в аспекте межкультурного диалога (на примере Нижегородского медиапроекта «Rise_Info») // Челябинский гуманитарий. 2021. № 1 (54). С. 25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproekty-v-sotsialnyh-setyah-v-aspekte-mezhkulturnogo-dialoga-na-primere-nizhegorodskogo-mediaproekta-rise-info (дата обращения: 01.11.2022).
18. Крысин Л. М. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2006. 944 с.
19. Корконосенко С. Г. Медиа // Медиалингвистика в терминах и понятия: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018. С. 53–55.
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
21. Казак М. Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалингвистика: международный научный журнал. 2014. Вып. 1. С. 51–76.
22. Агабаева С. М.-Ш. Медиаконвергенция: стратегия и тактика объединенной дирекции информационных программ телеканала «Россия-1» медиахолдинга ВГТРК // Челябинский гуманитарий. 2021. № 1 (54). С. 39–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakonvergentsiya-strategiya-i-taktika-obedinennoy-direktsii-informatsionnyh-programm-telekanala-rossiya-1-mediaholdinga-vgtrk (дата обращения: 01.11.2022).
23. Итоги III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество». URL: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=40 (дата обращения: 11.11.2022).
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 86 — 94
Скачиваний: 468