Деятельностные игры в профессиональной подготовке – ресурс формирования образовательной самостоятельности будущих педагогов
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-86-94
Образовательная самостоятельность – действие, позволяющее будущему педагогу открыть, а в дальнейшем присвоить смысл и содержание профессиональной деятельности, овладеть способами ее осуществления и совершенствования. Современная практика подготовки в вузе реализует зачастую репродуктивные способы обучения, где будущий педагог учится восстанавливать накопленный опыт организации педагогической деятельности. При этом он не овладевает способами построения смысла своего профессионального образования. Цель – обосновать использование деятельностных игр в формировании образовательной самостоятельности как особого ресурса профессиональной подготовки, способствующего проявлению у будущих педагогов инициативы в овладении основами педагогической деятельности, формированию умений организовывать собственную образовательную деятельность, овладевать способами ее совершенствования. Материалом исследования послужили опрос и анкетирование педагогов и бакалавров Алтайского государственного педагогического университета, позволившие выявить проблемные аспекты в формировании у будущих учителей образовательной самостоятельности, обусловленные использованием репродуктивных технологий обучения. Полученные данные дали основание для разработки и апробации деятельностных игр в педагогической и методической подготовке, способствующих открытию и присвоению образовательной самостоятельности как способа совершенствования профессиональной деятельности. Анализ практики формирования образовательной самостоятельности у будущих учителей позволил установить, что данное действие представлено в основном на репродуктивном уровне, при этом все ее компоненты (мотивационный, когнитивный, деятельностный) находятся в разобщенном состоянии. Было также установлено, что причиной низкого качества образовательной самостоятельности является невовлеченность обучающихся в процесс собственного образования, что выражается в отсутствии инициативы, мотива и способов в овладении педагогической деятельностью, обусловленное использованием технологий репродуктивного характера. Представлены варианты деятельностных игр, используемых в педагогической и методической подготовке, способствующих овладению студентами образовательной самостоятельностью. Обращение к деятельностным играм в процессе обучения не только позволяет вовлечь студентов в построение смысла собственного образования, своей будущей профессии, но и помогает им присвоить способы его реализации.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, деятельностные игры, профессиональная подготовка, будущий педагог
Библиография:
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014, 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://base.garant.ru/70535556 (дата обращения:12.06.2022).
2. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 48–83. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-48-83
3. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза): дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 250 с.
4. Ермакова О. Н. Воспитание образовательной самостоятельности будущего учителя средствами предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 180 с.
5. Мезенцева Л. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса: дис. … канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 180 с.
6. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 212 с.
7. Гордиянова Г. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2016. 137 с.
8. Прозументова Г. Н., Ковалевская Е. Н. Школа cовместной деятельности. Изменение содержания образования. Томск: UFO-рress, 2000. 236 с.
9. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
10. Никитина Л. А. Деятельностные игры в подготовке студентов к методической организации совместной деятельности на уроках в начальной школе // Наука и школа. 2014. № 5. С. 99–105.
11. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
12. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
13. Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. Вып. 3. С. 132–138.
14. Малкова И. Ю., Киселева П. В. Особенности развития субъектной позиции студентов в процессе проектирования образовательной деятельности // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 95–109.
15. Лебедева К. С. Использование организационно-деятельностной игры «Найди проблему и решение в становлении образовательной самостоятельности обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 3 (25). С. 20–25. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-20-25
16. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 86 — 94
Скачиваний: 397