Актуальное состояние качества практической подготовки будущих педагогов и перспективы ее совершенствования
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-77-85
На основании данных, полученных в ходе изучения качества практической подготовки будущих педагогов, анализируются трудности, с которыми сталкиваются молодые учителя на этапе вхождения в профессию, их удовлетворенность собственным багажом педагогических компетенций, представлено мнение представителей работодателей по проблеме повышения качества педагогического образования. Цель – исследование качества практической подготовки педагогов и построение перспектив ее совершенствования. Использован комплекс методов научного исследования, представленный теоретическим анализом психолого-педагогической литературы; анкетированием практических работников образовательных организаций, студентов выпускных курсов направлений педагогического образования и молодых педагогов; методом экспертных оценок, примененным при обсуждении проблем качества практической подготовки и перспектив ее совершенствования; анализом первичных статистик. Представлены результаты экспериментального исследования, которые выявили различие в оценке удовлетворенности качеством практической подготовки в каждой категории респондентов. Сходство мнений представителей работодателей, молодых педагогов и студентов обнаружено в дефиците умений вести школьную документацию, применять знания нормативно-правовых основ образования в профессиональной деятельности. Установленное различие мнений о качестве подготовки объясняется особенностями представлений студентов и молодых учителей о профессиональной деятельности. Указаны основные направления совершенствования качества практической подготовки: приоритетность практики как формы педагогической подготовки; участие практических работников (представителей работодателей) в создании и реализации основных профессиональных образовательных программ; включение практико-ориентированных технологий в процесс подготовки будущего педагога; индивидуализация образовательной траектории. Результаты исследования, представленные в статье, использованы при проектировании содержания основных профессиональных образовательных программ педагогических профилей подготовки, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на освоение компетенций специалиста в сфере образования. Изменения в основные профессиональные образовательные программы внесены на этапе их обновления и затронули следующие аспекты: в учебные планы включен обширный перечень дисциплин практико-ориентированной направленности; изменены содержание дисциплин и логика построения учебных и производственных практик; формирование цифровых компетенций будущих педагогов осуществляется при освоении содержания нескольких факультативных дисциплин. Выделение в основных профессиональных образовательных программах так называемого ядра педагогического образования позволило реализовать принцип единства предметной, методической и психолого-педагогической подготовки, а также обеспечить единые требования к содержательному наполнению образовательных программ различных направлений, к результатам и условиям реализации программ педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, практическая подготовка, удовлетворенность качеством подготовки
Библиография:
1. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. 2021. № 11 (4). С. 33–45.
2. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1. С. 113–118.
3. Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М. Организация непрерывной педагогической практики в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 167–168.
4. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2 (1). С. 47–52.
5. Лазарев М. А., Стукалова О. В., Темиров Т. В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки // Наука и школа. 2018. № 2. С. 62–68.
6. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81–96.
7. Гутник И. Ю. Обоснование современного понимания понятия «педагогическая диагностика» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 5. С. 116–120.
8. Платонова Р. И., Неверкович С. Д., Парфенов И. Я. Организация педагогической практики в вузах // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 23–30.
9. Николаева Н. В., Винокурова Е. С. Особенности, концептуальные подходы и принципы проектирования ОПОП бакалавриата по педагогическому направлению подготовки по ФГОС ВО 3++ // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). C. 298–306.
10. Смолеусова Т. В. Методическая готовность учителей к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 27–36.
11. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 180–195.
12. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Опыт и перспективы индивидуализации современного педагогического образования в контексте практики // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 36–48.
13. Кифик Н. Ю. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей // Педагогическая наука и практика. 2013. № 1 (1). С. 55–60.
14. Пинская М., Пономарева А., Косарецкий С. Повышение квалификации и переподготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2 (eng). С. 100–124.
15. Prosekov А. Yu., Morozova I. S., Filatova E. V. A Case Study of Graduate Quality: Subjective Opinions of Participants in the Sphere of Education // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9 (1). Р. 114–125. DOI: 10.13187/ejced.2020.1.114CrossRef
16. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я. Управление трансформациями содержания и форм практической подготовки будущих педагогов // Практическая подготовка педагогов: поиск перспектив: национальная научно-практическая конференция. Новокузнецк: КГПИ КемГУ, 2022. С. 56–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49231270 (дата обращения: 15.09.2022).
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 77 — 85
Скачиваний: 488