Педагогическая оценка городских ресурсов
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-33-42
В статье поставлена проблема оценивания городских объектов педагогами для отбора и включения их в образовательный процесс в соответствии с актуальными педагогическими задачами. Для этого учителями и руководителями образовательных учреждений должны быть приняты определенные организационные и методические решения в зависимости от характеристик рассматриваемых городских объектов. Фокус исследования направлен на разработку и описание инструмента педагогической оценки городских объектов, которая поможет в обоснованном принятии таких решений. Цель исследования – разработать удобный инструментарий для педагогов для проведения оценки городской среды с точки зрения возможностей и способов использования различных ее элементов в учебном процессе. Для достижения поставленной цели необходимо выявить критерии оценки, описать их, сформулировать показатели по каждому критерию, а также провести апробацию, чтобы проверить, насколько предложенный инструмент отвечает потребностям педагогов. Для проведения исследования были использованы методы анкетирования, интервьюирования, анализа, моделирования и апробации результатов исследования. В ходе анализа имеющихся шкал оценки образовательной среды, анкетирования и интервьюирования учителей и моделирования авторами разработаны три критерия педагогической оценки городских объектов. К ним отнесены безопасность, доступность и образовательный потенциал. Каждый критерий охарактеризован несколькими показателями. Предлагается оценивать физическую, психологическую и информационную безопасность, организационную, коммуникативную, психолого-педагогическую, нормативную, физическую, временную, материальную доступность, а также образовательную ценность, адекватность объекта педагогическим целям, уникальность и эффективность. Разработанный инструмент оценки прошел апробацию в педагогическом сообществе Москвы в форме практических работ по оценке городских объектов и последующего их обсуждения. Были получены данные о практической применимости инструмента педагогической оценки городских объектов учителями начальной и средней школы для отбора объектов городской среды с целью включения их в образовательный процесс, а так-же для расширения диапазона используемых в образовательном процессе городских ресурсов.
Ключевые слова: образовательная урбанистика, город, городская среда, образовательные ресурсы города, педагогическая оценка
Библиография:
1. Гончарова В. А., Абрамова Г. С. Социализация в мегаполисе: вызов педагогическому образованию? // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 34–37.
2. Зборовский Г. Е., Кузьминчук А. А. Образовательные и внеобразовательные ресурсы развития студенчества в мегаполисе // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 2 (69). С. 27–35.
3. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Ч. 1: Мировой опыт // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 4. С. 70–79. DOI: 10.22337/2077-9038-2021-4-70-79
4. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Ч. II: Особенности формирования российских университетов, современное состояние, модель межуниверситетского кампуса // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 1. С. 115–123. DOI: 10.22337/2077-9038-2022-1-115-123
5. Асонова Е. А., Киктева К. С., Россинская А. Н. «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2 (44). С. 63–77.
6. Cabała A., Grzelak A. In search of the museum – school cooperation model: face culture programme of the National museum in Cracow // Muzealnictwo. 2020. Vol. 61. Р. 10–20. DOI: 10.5604/01.3001.0013.9514
7. McGregor S. et al. Now and the future. A review of formal learning in museums. Arts Council England, 2016.
8. Shelby K. Collaborations: museums and higher education // Art History Teaching Resources. 2021. October, 11. URL: http://arthistoryteachingresources.org/2013/05/857/ (дата обращения: 17.01.2023).
9. Cueva-Ortiz S., Cruz-Cárdenas J. Knowledge Cities: ICT and Urban Components // Advances in Creativity, Innovation, Entrepreneurship and Communication of Design. AHFE 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 276. Р. 181–188. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80094-9_22
10. Langran E., DeWitt J. Navigating Placed-Based Learning. Palgrave Macmillan, 2020.
11. Macdonald S. Place-Based Learning as a High Impact Educational Practice // Interdisciplinary Team Teaching. Palgrave McMillan, 2020. Р. 41–56.
12. Smith G. A. Place-Based Education: Learning to Be Where We are // Phi Delta Kappa. 2002. Vol. 83 (8). Р. 584–594. https://doi.org/10.1177/003172170208300806
13. Dvir R., Pasher E. Innovation engines for knowledge cities: an innovation ecology perspective // Journal of Knowledge Management. 2004. Vol. 8 (5). Р. 16–27. https://doi.org/10.1108/13673270410558756
14. Edvinsson L. Knowledge City Stockholm @ the forefront // Entrepreneurial Renaissance. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer, Cham, 2017. Р. 101–112. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52660-7_6
15. Hu R. The Shenzhen Phenomenon: From Fishing Village to Global Knowledge City. Routledge. 2020. https://doi.org/10.4324/9780367815653
16. Асонова Е. А., Россинская А. Н. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-информ, 2018. С. 35–46.
17. Асонова Е. А., Россинская А. Н., Буланов М. В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2020. С. 31–48.
18. Буланов М. В., Россинская А. Н., Асонова Е. А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 6 (40). С. 236–245. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-236-245
19. Асонова Е. А., Буланов М. В., Россинская А. Н. Город как естественная среда образования // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2022. С. 25–38.
20. Иванова Е. В., Маякова Е. В. Международный инструментарий оценки качества образовательной среды // Материалы международной научно-практической конференции. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2017. С. 194–202.
21. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Возможности исследования образовательной среды школы с использованием шкалы SACERS // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции, Москва, 4–5 декабря 2017 года. М.: Перо, 2017. С. 236–240.
22. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66–79.
23. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Маякова Е. В. Экспертное оценивание образовательной среды школы с использованием международной шкалы SACERS: научно-методическое пособие. М.: Московский городской педагогический университет, 2019. 108 с.
24. Ivanova E. V., Vinogradova I. A. Scales SACERS: Results of the Study of the Educational Environment of Moscow Schools // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, № 3. P. 498–510. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.498
25. Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Национальное образование, 2018. 136 с.
26. Harms T., Jacobs V., White D. School-Age Care Environment Rating Scale (SACERS). Teachers College Press, 2013.
27. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620679 Российская Федерация. Научно-методические материалы для проведения оценки социокультурных образовательных интерактивных практик: № 2017620388: заявл. 02.05.2017: опубл. 23.06.2017 / Е. А. Асонова, Е. А. Фролова, Е. А. Котова и др.; заявитель государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
28. Порозов Р. Ю. Культурно-образовательное пространство города. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 174 с.
29. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2009. 246 с.
30. Ниязбаева Н. Н. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru 2009. № 3. С. 1–17.
31. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
32. ГОСТ Р 58178-2018 Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. М.: Стандартинформ, 2019. 12 с.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 33 — 42
Скачиваний: 560