«Я СИДЕЛА У АКОШИЧКА, ПИСАЛА ВЕЧЕРКОМ…»: ЛЕКСИКА ЖЕНСКИХ ЗАПИСОК СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ТОМСКОГО СЕВЕРА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-3-75-87
Введение. Изучение русских старообрядческих говоров входит в круг востребованных современной русистикой исследовательских задач, о чем свидетельствует научная литература и тематика многочисленных конференций последнего времени, где основное внимание отводится лексической проблематике. Цель – анализ лексического состава старообрядческих бытовых текстов, созданных одним автором. Материал и методы. Материалом настоящего исследования послужили 18 памятников бытового содержания (пасхальный дневник, разного рода записки, пробы пера и чернил, хозяйственные счета), исполненных на бересте и бумаге полууставом и скорописью. Записи выполнены в основном в третьей четверти ХХ в., предположительно одной рукой – общинницей одного из староверческих «поместий» на Томском Севере. Материал составляет 733 слова (3 367 словоупотреблений). В исследовании используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, классификации, интерпретации, контекстного анализа и количественных подсчетов, а также элементы лингвоперсонологического метода речевого портретирования и сравнительно-сопоставительного анализа с целью выявления гендерной специфики в словарных запасах двух языковых личностей. Результаты и обсуждение. Анализ показал распределение словарного состава автора женских записок по грамматическим классам, их связь с представленными в текстах типами речи: в описании преобладают именные части речи и слова категории состояния, в повествовании – глаголы ряда семантических групп (движения, конкретных физических действий и др.), их наречные актанты, в рассуждении – местоимения, глаголы эмоционально-психологических состояний. Исследование выявило наиболее частотную для данных источников лексику: быть, день, ясно, снег, студено и др., а также единично употребленные слова: апостол, облачно, уснуть и др. В семантическом плане лексика памятников распределяется по двум крупным номинативным зонам: «Мир природы» и «Мир человека», в которых выделяется ряд подзон. В первой из них, наиболее представительной, вычленяются подзоны: «Явления погоды» (туча, мороз, сырой, тихой застыть, дуть, облачно,), «Небесные тела» (звезда, солнце), «Элементы ландшафта» (езеро, лес) и др. Зона «Мир человека» включает антропонимическую (Маничка, Стеня, сестрица, охотник, гостья, деушка), соматическую (сердце, десница), лексику эмотивной сферы (горе, слезы, несчастный, страдать), производственную (холст, ткать, рыбка) и др. Номинативные зоны пересекаются друг с другом, например в подзонах «Животный мир» (овсяночка, лось – петушок, щенята) и «Время» (ночь, осенью – праздник, преполовение). Отдельной группой выделяется лексика религиозного дискурса, в том числе конфессионально маркированная (отче, братец, отлучиться). В аспекте употребления лексика делится на общерусскую и областную. В последней выделяются этнографизмы (морда, черым), лексические диалектизмы (мало-мало, чаять) и местные варианты общерусских слов (суда, вдале, веселый). Часть лексики обнаруживает общность с лексикой дневника начала ХХ в., в котором отражен другой говор (синочка, перевалки), а часть не отражена в диалектных словарях вообще (непись, ям). Заключение. 1. Выявленный словарный запас женщины характеризуется определенным разнообразием как в плане его тематики, так и в частеречном отношении, что позволяет считать ее языковой личностью (ЯЛ) с высоким показателем лексического разнообразия речи. 2. Это диалектная ЯЛ, территориально маркированная часть лексикона которой в целом соответствует лексической подсистеме местных прикетских говоров, но с сохранением следов прошлого инодиалектного влияния. 3. Эта личность может быть охарактеризована как религиозная ЯЛ с конфессионально маркированным словарным запасом.
Ключевые слова: старообрядчество, традиционная культура, лексика, конфессиональная языковая личность, эсхатологизм
Библиография:
1. Старикова Г. Н. О проекте «Томского старообрядческого словаря» (на материале бытовых текстов общинников) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 4 (20). С. 46–57. DOI: 10.17223/19986645/20/5
2. Толстова Г. А. Старообрядческая конфессиональная лексика в письменной речи Агафьи Лыковой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 28 с.
3. Никитина С. Е. О конфессиональных словарях и материале для их построения // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3 (33). С. 429–433.
4. Черных А. В. Общие наименования старообрядцев в диалектной речи русского населения Пермского края // Известия Уральского федерального университета. Гуманитар. науки. 2020. Т. 22, № 1 (196). С. 141–155. DOI: 10.15826/ izv2.2020.22.1.010
5. Черных А. В. Народная терминология старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья: бегуны (странники) // Традиционная культура Т. 19, № 5. 2018. Спецвыпуск: Язык и традиционная культура. С. 97–108.
6. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья / Т. Б. Юмсунова и др.; под ред. Т. Б. Юмсуновой. Новосибирск: Изд-во СО РАН: Науч.-изд. центр ОИГГМ СО РАН, 1999. 539 с.
7. Паликова О. Н., Ровнова О. Г. Словарь говора староверов Эстонии. Книга для учащихся. Тарту, 2008. 160 с.
8. Малеча Н. М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков: в 4 т. Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 2002–2003.
9. Старикова Г. Н. «Ходил по рыбу обыденкой»: Томский старообрядческий словарь. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. 104 с.
10. Ровнова О. Г. О проекте «Словаря говоров старообрядцев Южной Америки» // Исследования по славянской диалектологии. Вып. 19–20 / под ред. Л. Э. Калнынь. М., 1918. С. 188–201. DOI: 10.31168/0412-1.2.5
11. Королёва Е. Е. Диалектный словарь староверов Латгалии. Т. 1 (А–В). Рига: Институт староверия Латвии, 2017. 560 с.
12. Толстова Г. А. Словарь языка Агафьи Лыковой. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 562 с.
13. Юмсунова Т. Б. Язык семейских – старообрядцев Забайкалья. М.: Языки славянской культуры, Studia philologica, 2005. 288 с.
14. Матанцева М. Б. Архаическая лексика в говорах старообрядцев (семейских) Забайкалья: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1999. 21 с.
15. Дарбанова Н. А. Экспрессивная лексика говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья: семантический, когнитивный и лексикографический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000. 21 с.
16. Королёва Е. Е. Лексика прейльских говоров староверов (современное состояние) // Latvijas Universittes raksti. 2006. Vol. 707. Pp. 7–13.
17. Старикова Г. Н. Пространственно-временные координаты жизни старообрядческой общины (на материале «Островного летописца») // Классическая филология в Сибири: материалы VII Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы классической филологии и сравнительно-исторического языкознания» и регион. науч.-метод. совета по классической филологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 111–122.
18. Подюков И. А. Особенности фразеологического состава пермских старообрядческих говоров // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11, № 2. C. 285–300.
19. Архипова Н. Г. Особенности лексической системы говоров старообрядцев (семейских) Амурской области // Вестник ОГПУ. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (15). С. 83–90. URL: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 20.11.2021).
20. Архипова Н. Г. Лексика пищи как системное образование в говорах старообрядцев (семейских) Амурской области // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2013. № 10. C. 17–22.
21. Грязнова В. М. Говор казаков-некрасовцев Ставропольского края. М.: ЯСК, 2016. C. 49–579 с.
22. Сердюкова О. К. Лексика говора казаков-некрасовцев: исследование и словарь: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1969. 26 с.
23. Пирманова Н. И. Лексика уральских казаков как базовая составляющая культуры уральского старообрядчества // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 361–363.
24. Мызников С. А. О лексических особенностях говора яицких (уральских) казаков // Исследования по славянской диалектологии. Вып. 19–20 / под ред. Л. Э. Калнынь. М., 1918. С. 24–35. DOI: 10.31168/0412-1.1.3
25. Юмсунова Т. Б. Некоторые наблюдения над лексикой говоров старообрядцев штата Орегон США и Канады (синьцзянцы и харбинцы) // Актуальные проблемы русской диалектологии / под ред Л. Л. Касаткина. М., 2006. С.196– 199.
26. Ровнова О. Г. Антропонимикон старообрядцев Южной Америки: традиция, специфика, эволюция // Маргиналии-2017: границы культуры и текста: тез. докладов междунар. конф. Торжок, 29 сентября – 1 октября 2017 г. М., 2017. URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/conf/marginalii-2017/thesis.htm] (дата обращения: 03.01.2022).
27. Самойлова Ю. В. Русский островной говор старообрядцев села Николаевск (штат Аляска, США). Лексико-семантический аспект. М.: Спутник, 2000. 257 с.
28. Калюжина А. Ю. Своеобразие лексической системы говоров старообрядцев – реэмигрантов из Латинской Америки на Дальний Восток России // Молодежь XXI века: шаг в будущее. Материалы XXII региональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2021. С. 100–101.
29. Ровнова О. Г. «Другие языки» в рукописной книге русского старообрядца из Южной Америки // Acta Slavica Estonica. Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. XVII. Свое и чужое в языке и речи. Тарту, 2016. С. 173–186.
30. Сердюкова О. К. Словарь говора казаков-некрасовцев. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 2005. 320 с.
31. Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием / ред., сост. В. М. Грязнова. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. 608 с.
32. Старикова Г. Н., Лю Си. Графика бытовых старообрядческих рукописей в аспекте конфессионального традиционализма // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 39–49. DOI: 10.17223/15617793/470/5
33. Старикова Г. Н., Лю Си. Женские записки в составе томской старообрядческой коллекции в аспекте лингвистической содержательности // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 17–18 ноября 2021 г.) / науч. ред. А. П. Майоров; отв. ред. С. В. Бураева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2021. С. 205–217.
34. Котков С. И. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М.: Наука, 1980. 293 с.
35. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби: в 3 т. / под ред. В. В. Палагиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1964. Т. 1. 144 с.; 1965. Т. 2. 232 с.; 1967. Т. 3. 250 с.
36. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна реки Оби: Дополнение: в 2 ч. / под ред. О. И. Блиновой, В. В. Палагиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. Ч. 1. 278 с.; Ч. 2. 290 с.
37. Среднеобский словарь: Дополнение: в 2 т. / под ред. В. В. Палагиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. Ч. 1. 189 с.; 1986. Ч. 2. 212 с.
38. Приль Л. Н. Аспекты старообрядческого дневника: «Божий мир» и «апостольская» община // Труды Томского государственного объединения ист.-архитектурного музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. Т. IХ. С. 150–161.
39. Словарь русских народных говоров / под ред. Ф. П. Филина и др. Л. – СПб.: Наука, 1965.
40. Дополнение к «Опыту областнаго великорусскаго словаря». СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1858. 328 с.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 75 — 87
Скачиваний: 485