КРЕАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА: ОНТОЛОГИЯ И ДИДАКТИКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-135-143
Введение. С функционально-стилистических позиций рассматривается содержание и лингводидактический потенциал креативной стилистики как нового лингвистического направления. Цель – развитие идей Н. А. Купиной и Т. В. Матвеевой в плане расширения проблемного поля креативной стилистики. Материал и методы. Теоретическим материалом для статьи послужили труды М. Н. Кожиной, Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой, М. П. Котюровой и др.; эмпирическим материалом – фрагменты текстов разной стилевой принадлежности, репрезентирующие креативность их авторов. В исследовании используются функционально-стилевой и междисциплинарный подходы, предполагающие анализ речевой креативности в ее экстралингвистической обусловленности. Результаты исследования. В отношении онтологического содержания креативной стилистики показано, что ее выделение в самостоятельную область речеведения подготовлено идеями М. Н. Кожиной о разграничении языковой и речевой экспрессии. Обсуждаются связи креативной стилистики с рядом дисциплин, объединенных антропоцентрической парадигмой: стилистикой ресурсов, лингвопрагматикой, дискурсологией и др. С учетом концепции Н. А. Купиной и Т. В. Матвеевой конкретизируются задачи креативной стилистики. Рассмотрена специфика креативного компонента в функциональных разновидностях письменной речи: художественной, медийной, научной и деловой. Установлено, что креативность соотносится не только с поверхностно-речевой, но и с содержательно-смысловой стороной текста, по-разному проявляясь в зависимости от функционально-стилистических и дискурсивных параметров речи. Приводятся примеры как продуктивного, так и непродуктивного использования креативных средств в текстах сетевой литературы, СМИ и рекламы. Отмечено, что в научных текстах специфика креативности связана с природой познавательной деятельности и проявляется в интеллектуальной экспрессии при изложении нового знания, на репрезентацию которого оказывает влияние индивидуальный стиль речи ученого. В деловой сфере креативность связана с появлением новых интерактивных форм коммуникации власти и общества и обнаруживается прежде всего в недокументных жанрах. В отношении лингводидактического содержания креативной стилистики обсуждается необходимость формирования креативной языковой личности, востребованной в современном обществе. Утверждается, что решению этой задачи способствует комплексный подход к обучению языку, включающий вербально-семантический, когнитивный и прагмастилистический компоненты лингводидактики. Заключение. Интерпретация креативности с учетом экстралингвистических и дискурсивных факторов общения вписывается в парадигму современного речеведения и обусловливает широкие возможности креативной стилистики в изучении творческого компонента речевой деятельности во всем ее многообразии.
Ключевые слова: речевое творчество, креативная лингвистика, креативная стилистика, креативность функциональных стилей, языковая личность, лингводидактика
Библиография:
1. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. 464 с.
2. Вепрева И. Т. Креатив креатива, или О функционировании лексемы креатив в современном русском языке // Лингвистика креатива – 1. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 112–123.
3. Лингвистика креатива – 1. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 369 с.
4. Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка. М.: Юрайт, 2013. 415 с.
5. Купина Н. А. Креативная стилистика и практическая филология // Стилистика сегодня и завтра: материалы конференции. М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. Ч. I. С. 140–144.
6. Купина Н. А. Креативная стилистика. 2-е изд. М.: Флинта, 2014. 182 с.
7. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. 343 с.
8. Кожина М. Н. О языковой и речевой экспрессии и ее экстралингвистическом обосновании // Речеведение. Теория функциональной стилистики: избранные труды. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. С. 247–260.
9. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 24–39.
10. Смоленский В. Русская сетевая литература. URL: http://www.susi.ru/sapporo2000.html (дата обращения: 15.09.2021).
11. Варакина Е. Р. Проблемы теории литературы. Ч. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 101 с.
12. Авдейчик Л. Л. Сетевая литература как феномен современной культуры // Сб. материалов Международной научно-практич. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2012. С. 18–26.
13. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
14. Скороходова Е. Ю. Современное состояние функционально-стилистической системы русского литературного языка // Вопросы филологии. 2007. № 1 (25). С. 50–54.
15. Черногрудова Е. П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике: на материале центральной, региональной и местной прессы: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2003. 234 с.
16. Современный медиатекст. Омск: Изд-во Омск. ун-та, 2011. 414 с.
17. Шмелева Т. В. Текст и паратекст в современной массовой коммуникации // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, 20–23 марта 2010 г.): труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та. С. 579–580.
18. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры (диалектические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.
19. Авдонина М. Ю. Семантические и прагматические аспекты словотворчества (на материале словообразовательного гнезда «слон») // Вопросы филологии. 2008. Т. 28, № 1. С. 37–44.
20. Кожина М. Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 242–248.
21. Идиостилистика научной речи: наши представления о речевой индивидуальности ученого / М. П. Котюрова, Л. С. Тихомирова, Н. В. Соловьева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Перм. гос. ун-т, Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь: Ред.-изд. отдел Зап.-Урал. ин-та экономики и права, 2011. 393 с.
22. Ширинкина М. А. Письменный дискурс исполнительной власти в жанрово-стилистическом аспекте: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Пермь, 2021. 43 с.
23. Карпова Т. Б. Лингвокультурологическая составляющая речеведения в вузе: из опыта работы // Русская речевая культура и текст: материалы XI Междунар. науч. конф. Томск: Том. центр науч.-техн. информации, 2020. С. 261–269.
24. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.
25. Алейников А. Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. № 12. С. 29–34.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ВОПРОСЫ СТИЛИСТИКИ И МЕТОДИКИ
Страницы: 135 — 143
Скачиваний: 547