РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-116-124
Введение. Актуальность статьи заключается в том, что в анализе перспектив трудоустройства выпускников технических вузов мощным фактором повышения их конкурентоспособности на рынке труда рассматривается иноязычная компетенция. В статье приводятся аргументы в пользу модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку, учитывающей профессиональные и языковые потребности специалистов технического профиля. Цель статьи заключается в анализе проблематики мотивации при изучении иностранных языков в техническом вузе и обосновании необходимости разработки определенных мер, побуждающих мотивацию студентов. Материал и методы. В педагогике существуют различные подходы к пониманию сущности, природы и структуры мотивации. Методы изучения и сформулированные трактовки понятия «мотивация» широко варьируются. В данной статье анализируются педагогические подходы, согласно которым мотивация, активно вовлекая студентов технического вуза в учебный процесс, способствует формированию у них иноязычной компетенции. Результаты и обсуждение. Опираясь на многолетний опыт работы в техническом вузе, авторы сформулировали основные условия, способствующие формированию мотивации в процессе обучения иностранному языку. Одним из условий повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка авторы называют актуальное направление в образовательной деятельности технических вузов – профессионально ориентированное обучение, позволяющее посредством своего содержательного наполнения знакомить будущего инженера с его будущей специальностью. Другим условием повышения уровня мотивации при обучении иностранным языкам в техническом вузе авторы называют использование его потенциала в воспитательном процессе. В данном случае учитывается специфика иноязычного обучения, его диалогичность и межличностное взаимодействие, позволяющие актуализировать творческий потенциал студентов, их личностные и социально-культурные характеристики. Заключение. В статье показано, что профессиональное становление будущего инженера, расширение его социокультурных, познавательных и информативных горизонтов во многом связано с его иноязычной компетенцией. Авторы призывают преподавателей технических вузов расширить комплекс мер, направленных на повышение мотивационного уровня студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.
Ключевые слова: повышение адаптивности выпускников вузов, иноязычная компетентность, мотивация изучения иностранного языка, оптимальная организация учебного процесса, развитие познавательных и профессиональных мотивов, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, воспитательный потенциал иностранного языка
Библиография:
1. Высшее образование в России. Аналитический доклад / коллектив авторов под руководством проф. В. Л. Глазычева // ЛОГОС. 2005. № 6 (51). С. 4. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/51/01.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
2. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения: доклад Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ / под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина // Центр стратегических разработок. М., 2017. URL: https://lirt.hse.ru/data/2017/03/21/1170068107/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
3. Насретдинова М. М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7 (14), ч. 5. С. 94–97.
4. Кузнецова Е. C. Учебно-методический комплекс как средство реализации теории коммуникативного иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-metodicheskiy-kompleks-kak-sredstvo-realizatsii-teorii-kommunikativnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze/viewer (дата обращения: 20.05.2021).
5. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoipedagogike.html (дата обращения: 20.05.2021).
6. Терминологический словарь. Педагогические технологии. URL: http://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovarpedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 20.05.2021).
7. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. URL: http://didacts.ru/slovari/sovremennyiobrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html (дата обращения: 20.05.2021).
8. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.
9. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1986. С. 130–134.
11. Швалова Г. В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 11. С. 36–40. URL: http://e-koncept.ru/2012/12152.htm (дата обращения: 05.06.2021.)
12. Фуфурина Т. А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: http://hmbul.ru/articles/156/156.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
13. Нарочная Е. Б., Шевцова Г. В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе. Новочеркасск: Политехник, 2010. 147 с.
14. Рябцева О. М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012 (тематический выпуск). С. 125–129.
15. Наумова О. В. Формирование мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка в процессе обучения аспирантов. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2009_01/13.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
16. Матухин Д. Л. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. № 2 (14). C. 121–129.
17. Алещанова И. В., Фролова Н. А. Профессионально ориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7959 (дата обращения: 11.04.2021).
18. Маргарян Т. Д., Гурова Г. Г., Алявдина Н. Г. Профессионально ориентированное обучение английскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологий в техническом университете // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. № 3 (57). 2015. С. 188–195.
19. Иванова О. Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: дис. ... канд. пед. наук. Орел. 2005. 245 с.
20. Покушалова Л. В., Серебрякова Л. Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 305–307.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Страницы: 116 — 124
Скачиваний: 537