МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
Введение. Вопросы совершенствования подходов и принципов обучения в целях повышения его продуктивности; развития компетенций, а также адаптивных и коммуникативных способностей обучающихся системы среднего профессионального образования, что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда; разработки мероприятий по решению проблем занятости молодых специалистов являются актуальными для системы государственного и муниципального управления в области образования и смежных вопросов в сфере занятости. В целях повышения эффективности образовательного процесса обучение должно быть осознанным. Внедрение в образовательный процесс модели тьюторского сопровождения решит задачу научить учиться. Обучаемый становится самостоятельным, с правильной жизненной позицией и навыком самоорганизации. Тьютор выполняет роль консультанта, педагога, психолога, координатора. Цель – обосновать эффективность применения в образовательном процессе системы среднего профессионального образования модели тьюторского сопровождения обучающихся. Материал и методы. В статье использованы данные выборочного федерального статистического наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Результаты опроса студентов, выпускных групп учреждения среднего профессионального образования. Использованы теоретические методы исследования; эмпирические методы: анализ и беседа. Результаты и обсуждение. Современный мир – это среда глобальной неустойчивости и динамичных изменений во всех сферах. Поэтому потенциальные работодатели высоко ценят не только профессиональные качества своих работников, но и социально-психологические качества (softskills): коммуникативные, лидерские, командные, предпринимательские навыки. Работодатели отмечают недостаток softskills-компетенций у выпускников образовательных учреждений: слабая мотивация и несоответствие личностных качеств (самоорганизации, мотивации, инициативности, ответственности, стремления обучаться). В числе наиболее значимых характеристик выпускники системы среднего профессионального образования назвали мотивацию; опыт; общее впечатление; профессиональные компетенции; способность обучаться; IT-компетентность. По результатам самоанализа, они также склонны были дать невысокую оценку уровню их развития. И высказывали мнение о необходимости в процессе обучения уделять больше внимания развитию личностных компетенций, умений и навыков, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда, таких как коммуникабельность, маркетинг личности, тайм-менеджмент и т. д. В целях решения базовой задачи среднего профессионального образования: интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования – рассматривается целесообразность внедрения в образовательный процесс тьюторского сопровождения. Тьютор выполняет роль консультанта, педагога, психолога, координатора. На основе индивидуальных образовательных маршрутов тьютор добивается становления гармоничной, социально ответственной личности, ориентированной на саморазвитие и самореализацию. В модели тьюторского сопровождения обучение строится с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что позволяет максимально раскрыть его потенциал. Основным результатом исследования стала разработка модели тьюторского сопровождения обучающихся системы среднего профессионального образования. Заключение. Модель тьюторского сопровождения следует отнести к одной из самых перспективных. Во-первых, тьютор – это психолог, помогающий обучающемуся понять его внутренние проблемы, мотивы, желания, способности; понять ресурсы и ограничения. Достичь баланса желаний и возможностей. Во-вторых, тьютор как педагог обучает (формирует способность) самостоятельности: ставить цели и задачи; определять возможности и ресурсы; развивает способность к действию и готовность нести ответственность за принятые решения. Третий важнейший компонент: тьютор – это воспитатель, который выстраивает правильное отношение к окружающему миру и себе; способствует сохранению национальной идентичности, формирует бережное отношение к родному языку, культуре и патриотизм. Четвертый вектор работы тьютора – профориентационная работа. Разработка и движение по индивидуальной траектории обучения требует от тьютора компетентности в области профессиональной подготовки его подопечного.
Ключевые слова: softskills – надпрофессиональные компетенции, конкурентоспособность выпускника на рынке труда, тьютор, тьюторское сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, воспитательная функция, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация обучаемого
Библиография:
1. Федеральный закон об образовании. № 273 от 29.12.2012. Ст. 68. Среднее профессиональное образование. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.07.2021).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы». URL: http://government.ru/docs/17088/ (дата обращения: 10.07.2021).
3. Центр содействия трудоустройства выпускников. URL: https://www.tomintech.ru/lyceum/index.php?rm=news&action=viewArt&cat_id=364&PHPSESSID=90b93b4ce42eabb34a00025418bbb605 (дата обращения: 10.07.2021).
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/concept_fgos_spo_4_01_04_15.pdf (дата обращения: 06.07.2021)
5. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 10.07.2021).
6. ФГОС СПО. Список федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. URL: http://spo-edu.ru/spo (дата обращения: 06.07.2021).
7. Азарова Е. А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230–234.
8. Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара. М.: АП – КиППРО, 2019.
9. Фролова В. С. Тьюторское сопровождение как технология образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2436–2440. URL: http://e-koncept.ru/2017/970814.htm (дата обращения: 14.07.2021).
10. Выборочное обследование рабочей силы 2016–2020 гг. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 16.06.2021).
11. Выборочное федеральное статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 06.06.2021).
12. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. Ф. Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Высшая школа экономики, 2019. 271 с.
13. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/16(40)/makarova_16_40_427_432.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
14. Гаджиев Г. М., Рамазанов С. А., Маитханова К. Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (30). С. 57–64.
15. Шалунова С. А. Оценка уровня и проблем трудоустройства выпускников экономических специальностей системы среднего профессионального образования. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) // Томск: ТГПУ, 2021. 66 с.
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 02.07.2021).
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 50 — 57
Скачиваний: 498