СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-7-18
Введение. Цивилизационные вызовы к человеку определяют необходимость актуализации гуманистической парадигмы в образовании. Примером поиска путей гуманизации является направление социально-эмоционально-этического обучения, разрабатываемое в университете Эмори в США, в основе которого лежит идея целостного развития человека средствами образования. Цель – выявление особенностей российского образования в реализации гуманистической идеи социально-эмоционального образования человека. Материал и методы. За основу анализа взято понятие «антропологическая традиция» как системная характеристика идей о целостном образовании человека, дающая представление о педагогическом опыте, его сохранении и дальнейшем развитии, начиная от фундаментальных трудов К. Д. Ушинского и заканчивая современными исследованиями: на этапах русской, советской и российской школ. Методом генетического анализа идеи эмоционального развития ребенка в образовании во взаимосвязи с социальным компонентом выделены характеристики двух ее аспектов: эмоционально-социального (психофизиологического) и социально-эмоционального (социокультурного). Результаты и обсуждение. Рассмотрены особенности развития эмоционально-социальной линии в трудах ученых русской школы и выявлена преемственность с этапом советской школы в психологических трудах. Генетический анализ развития социокультурной линии проявил два основных направления во взаимодействии социального и эмоционального компонентов: художественно-эстетическое и социальное наследование культурной традиции России. Изучение эмоционально-социального направления показывает преемственность антропологической традиции: от положений К. Д. Ушинского о необходимости использовать силу эмоций человека в его образовании наряду с интеллектуальной сферой к исследованиям эмоциональной сферы, осуществленным в рамках педологии, и далее к психологическим исследованиям о значении интересов и потребностей человека в его воспитании. В социально-эмоциональном направлении выявлена преемственность эмоционального насыщения социализации детей и подростков в художественно-эстетическом творчестве: от опыта начала прошлого века по организации жизни детских сообществ к современной практике дополнительного образования детей. Выделена также духовная направленность наследования культурных ценностей общества. Заключение. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития опыта соединения эмоционального и социального компонентов в современных условиях, требующих преодоления рисков, связанных с нарастанием кризиса человека и социальной трансформации детства.
Ключевые слова: гуманистическая функция образования, социально-эмоциональный компонент, педагогическая антропология, антропологическая традиция, эмоциональное развития ребенка в образовании, искусство как средство социализации, социальное наследование
Библиография:
1. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления: аналитический доклад / В. И. Слободчиков, И. В. Королькова, А. А. Остапенко, М. В. Захарченко, Е. В Шестун., С. Ю. Рыбаков, Д. А. Моисеев, С. Н. Короткин. М.: Российский институт стратегических исследований, 2016. 142 с.
2. Jones S. M., Barnes S. P., Bailey R., Doolittle E. J. Promoting Social and Emotional Competencies in Elementary School // Future of Children. 2017. Vol. 27, № 1. P. 49–72.
3. Кожевникова М. Н., Смирнова Н. В. Социально-эмоционально-этическое обучение в контексте российского дополнительного образования // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 50–56.
4. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
5. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.
6. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
7. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 800 с.
8. Крылова Н. В. Антропологические традиции в отечественной философии образования: дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2004. 307 с.
9. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
10. Малякова Н. С. Этапы развития идей педагогической антропологии в отечественной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 9. С. 9–12.
11. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова и др. М.: Педагогика, 1976. 640 с.
12. Джуринский А. Н. Размышления над историей педагогики // Педагогика. 2001. № 6. С. 72–79.
13. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч.: в 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. Т. 2. 628 с.
14. Светличная А. В. Педология как наука о развитии ребенка: генезис, состояние, перспективы: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 183 с.
15. Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Пг., 1917. 283 с.
16. Румянцев Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. СПб., 1910. 80 с.
17. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд., доп. Киев, 1909. 112 с.
18. Каэлас А. А. К вопросу о природе и выражении эмоций // Психологическое обозрение. 1917. № 3–4. С. 491–557.
19. Ильяшенко Е. Г. Становление педагогической антропологии в России: этапы развития, особенности современных подходов: дис. … канд. пед. наук. М.: 2003. 172 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
21. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. 350 с.
22. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г., Перебейнос А. Е., Соколова Н. А., Сиврикова Н. В. Взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности // Sience for Education Today. 2020. Т. 10, № 1. С. 79–96.
23. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика. 1980. Т. 1. 304 с.
24. Богуславский М. В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.
25. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское Братство, 1993. 223 с.
26. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 348 с.
27. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 52–61.
28. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Психолого-педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 82–89.
29. Величко Ю. В., Милицина О. В., Шишкина С. В. Современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 1 (213). С. 132–138.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
Страницы: 7 — 18
Скачиваний: 507