МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ CLIL-КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-133-143
Введение. Необходимость внедрения методов обучения, способствующих созданию мультиязыкового образовательного пространства в российских вузах, обусловлена стремлением российского высшего образования к повышению собственной конкурентоспособности на мировой арене. Одним из способов решения данной задачи выступает интегрированный предметно-языковой подход (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Для своей успешной реализации подход требует дополнительной подготовки преподавателей инженерных образовательных программ, заключающейся в формировании необходимого набора компетенций, который в рамках данной работы определяется как CLIL-компетенция. Цель – определить понятие «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ», ее составляющие и критерии сформированности, а также предложить механизмы для ее формирования. Материал и методы. Использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения исследований зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению компетенций, необходимых для качественной реализации CLIL-обучения. Методом педагогического моделирования поэтапно описан процесс формирования CLIL-компетенции вузовского преподавателя инженерных образовательных программ и подходы к измерению уровня ее сформированности. Метод сравнительного анализа, синтеза и обобщения научно-методической литературы, описывающей мировые практики реализации CLIL-обучения, а также содержание экзамена TKT: CLIL, позволил определить наполнение курса повышения квалификации, направленного на формирование CLIL-компетенции. Результаты и обсуждение. Дано определение понятию «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ» на основе списка общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации CLIL-обучения. Разработаны критерии сформированности данной компетенции и их дескрипторы на основе дидактических принципов CLIL-подхода и содержания экзамена TKT: CLIL. Построена модель формирования CLIL-компетенции на базе курса повышения квалификации «Преподавание профильной дисциплины на иностранном языке на основе CLIL-подхода», разработанного на платформе Moodle. Заключение. Эффективная реализация CLIL-обучения, представляющего собой подход, способствующий созданию мультиязыковой образовательной среды современного российского вуза, сопряжена с необходимостью развития у преподавателей инженерных образовательных программ соответствующего набора знаний, умений и навыков, т. е. с необходимостью формирования CLIL-компетенции. Данная задача может быть решена в процессе повышения квалификации с использованием метода педагогического моделирования.
Ключевые слова: интегрированный предметно-языковой подход, CLIL, Content and Language Integrated Learning, CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ, повышение квалификации, педагогическое моделирование
Библиография:
1. Bertaux P. The CLIL Teacher’s Competence Grid. 2012. Т. 14.
2. Novotná J., Hadj-Moussová Z., Hofmannová M. Teacher training for CLIL-Competences of a CLIL teacher // Proceedings SEMT. 2001. Т. 1. Р. 122–126.
3. Vilkancienė L., Rozgienė I. CLIL teacher competences and attitudes // Darnioji daugiakalbystė. 2017. № 11. Р. 196–218.
4. Гудкова С. А., Буренкова Д. Ю. Перспективы практической реализации CLIL-технологии в учебной среде вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 34–37.
5. Savankova M. V., Satylganova U. N. CLIL: a new ‘hybrid’teacher // Восточно-европейский научный журнал. 2018. № 4-4 (32). С. 9–16.
6. Сергеева М. Г. Портрет педагога предметно-языкового интегрированного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 248–251.
7. Vázquez V. P., Lancaster N., Callejas C. B. Keys issues in developing teachers’ competences for CLIL in Andalusia: training, mobility and coordination // The Language Learning Journal. 2020. Т. 48, № 1. Р. 81–98.
8. Pérez Cañado M. L. Are teachers ready for CLIL? Evidence from a European study // European Journal of Teacher Education. 2016. Т. 39, № 2. Р. 202–221.
9. Escobar Urmeneta C. Learning to become a CLIL teacher: teaching, reflection and professional development // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2013. Т. 16, № 3. Р. 334–353.
10. Vázquez V. P., Ellison M. Examining teacher roles and competences in Content and Language Integrated Learning (CLIL) // Linguarum Arena: Revista de Estudos em Didática de Línguas da Universidade do Porto. 2018. Т. 4. Р. 65–78.
11. Marsh D., Mehisto P., Wolff D., Frigols M. J. The European Framework for CLIL Teacher Education. Graz: European Centre for Modern Languages. 2010. Р. 105–116.
12. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/AVKhutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 21.05.2021).
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 7–14.
14. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30.
15. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л: ЛГУ, 1976. 120 с.
16. Кудряшова А. В. CLIL в российском высшем образовании: копирование зарубежного опыта или его адаптация под российские реалии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 1. С. 39–45.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 133 — 143
Скачиваний: 700