РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ JUNIOR SKILLS: ОЧНАЯ И ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-105-115
Введение. Подготовка обучающихся к участию в соревновательных мероприятиях Junior Skills – актуальная задача современного образования. Особенностью процесса обучения робототехнике, электронике и инженерно-техническому творчеству является деятельность, основанная на практическом выполнении задач. Практический подход к профессиональному самоопределению отлично представлен через мероприятия движения World Skills Junior. Остается открытым вопрос об определении эффективности используемых организационных форм – очного и дистанционного обучения. Важно учитывать особенности, сильные и слабые стороны каждого формата взаимодействия для эффективного обеспечения непрерывности образовательной линии и процесса самоопределения обучающихся в условиях непредсказуемости современности. Цель – определение педагогических условий формирования необходимых практических навыков у обучающихся при подготовке к соревнованиям Junior Skills через очную и дистанционную формы взаимодействия. Материал и методы. С 2018 по 2020 г. на базе Детского центра образовательной робототехники Томского государственного педагогического университета и Курлекской средней общеобразовательной школы Томского района реализованы программы подготовки к соревнованиям Junior Skills. Подготовку прошли 75 обучающихся 3–6-х классов и 58 обучающихся 9–11-х классов. В исследовании были реализованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, моделирования, наблюдение и опросные методы. Результаты и обсуждение. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы разработана и апробирована модель дистанционного формата реализации образовательной программы по подготовке обучающихся к соревнованиям профессионального мастерства уровня Junior Skills Russia, а также серия заданий по формированию первичных самостоятельных практико-ориентированных проб (по профилям робототехника, программирование, моделирование, электроника). Заключение. Дистанционная форма образовательной программы добавляет в общий перечень мер подготовки к соревнованиям профессионального мастерства дополнительный опыт тренировки самоконтроля, выводит обучающихся из зоны комфорта и помогает научиться контролировать свой уровень стресса при работе в нестандартных условиях, дает возможность принимать ответственность за свои действия и позволяет самоопределиться с дальнейшим профессиональным профилем.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, дистанционная форма, Junior Skills, робототехника, электроника, педагогические условия
Библиография:
1. Лебедева Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 49.
2. Самсоненко Л. С. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в цифровом мире // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования. Оренбург: ОГПУ, 2019. С. 173–184.
3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 320 с.
4. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Пр-2508, п. 1.16 // Поручения Президента. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50899 (дата обращения: 10.02.2021).
5. Федеральный закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Инновационная стратегия Томской области до 2030 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a9a28ae49b86df0327132598d1e9b42bffda4ab6/ (дата обращения: 10.02.2021).
6. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 456 с. URL: https://new.atlas100.ru/ (дата обращения: 10.02.2021).
7. Официальный сайт World Skills Russia // О программе Junior Skills. URL: https://worldskills.ru/final/naczionalnyij-final/juniorskills.html (дата обращения: 17.02.2021).
8. Седина Е. С., Соболева Е. В. Обоснование необходимости совершенствования модели обучения робототехнике как основы стратегии подготовки кадров для профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. С. 540–551. URL: http://e-koncept.ru/2018/181046.htm (дата обращения: 17.02.2021).
9. Скурихина Ю. А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 223–233. URL: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm (дата обращения: 17.02.2021).
10. Караваев Н. Л., Соболева Е. В., Вотинцева М. Л. Совершенствование сквозного курса робототехники для подготовки специалистов профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3. С. 44–58. URL: http://e-koncept.ru/2019/191022.htm (дата обращения: 17.02.2021)
11. Kim J.-O., Kim J. Development and Application of Art Based STEAM Education Program Using Educational Robot // International Journal of Mobile and Blended Learning. 2018. № 3. P. 46–57.
12. Jonassen D. H. Computers as mindtools for schools. Prentice Hall, 2006. 253 p.
13. Технология 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н. В. Матяш, А. А. Электов, В. Д. Симоненко и др. 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2016. 208 с.
14. Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методологический электронный журнал «Концепт». 2018. № 10. С. 899–912.
15. Абакумова Н. Н., Борисова В. А. Механизмы реализации и этапы развития Junior Skills как перспективной программы раннего профессионального самоопределения обучающихся // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 446. С. 170–177.
16. Робот-бабочка – образовательная платформа для подготовки инженеров // Roboticum. URL: http://robotics-spb.ru/education/ (дата обращения: 03.02.2021).
17. Сбербанк поддержал чемпионат ЕВРОБОТ // Занимательная робототехника. URL: https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=ddd8469d-d74c-42df-8394-62c1052f10da&blockID=1303®ionID=77&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 03.02.2021).
18. Турнир молодых профессионалов «ТеМП» // Росатом. URL: https://rosatom.ru/career/obrazovanie/turnir-molodykhprofessionalov-temp/ (дата обращения: 03.02.2021).
19. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
20. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429;dst=0 (дата обращения: 03.02.2021).
21. Снегурова В. И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 2. С. 106–120.
22. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 639 с.
23. Абдуллаев Д. А., Муцурова З. М. Организация дистанционного обучения в школе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 168–169.
24. Можаров М. С., Читайло К. С. Разработка профессиональных проб по 3D моделированию для старших классов // Современное педагогическое образование. Самара, 2020. С. 81–85.
25. Официальный интернет-портал Администрации Томской области. О внесении изменений в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра. URL: https://www.tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/1/userfiles/files/%D0%A052%D0%B0.pdf (дата обращения: 17.02.2021).
26. Борисова В. А. Интегрированная программа изучения электроники и мобильной робототехники как первая ступень в подготовке обучающихся к соревнованиям Junior Skills // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сб. тр. / под ред. А. В. Хитровой. Изд-во Типография «Ариал», 2020. С. 332–337.
27. Вознесенская Е. В. Дистанционное обучение – история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116–123.
28. Белов А. В. Arduino: от азов программирования до создания практических устройств. СПб.: Наука и техника, 2018. 480 с.
29. Блум Д. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства: пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург, 2019. 336 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 105 — 115
Скачиваний: 680