ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-98-104
Введение. Проблема профессионального выбора в ситуации неопределенности актуализирует необходимость ее научного осмысления и поиска практических решений поддержки выпускников школ в процессе профессионального самоопределения. Особо остро этот вопрос стоит для выпускников сельских школ. Данная проблема решалась в отечественной и зарубежной педагогике и психологии в разные исторические периоды. В настоящее время меняется взгляд на проблему профессионального выбора. Если раньше она чаще рассматривалась в контексте профессионального самоопределения, то сейчас становится предметом самостоятельных исследований. Цель – выявить особенности выбора профессии сельскими школьниками в меняющихся представлениях о сущности профессионального выбора как психолого-педагогической проблемы. Материал и методы. Эмпирическая база исследования представлена школьниками 15–18 лет и населением среднего возраста сельских поселений севера и юга Тюменской области. В опросе приняли участие 200 человек. Содержание вопросов направлено на оценку общей информированности в различных аспектах привлекательности традиционных и современных профессий, уверенности в правильности и обоснованности выбора профессии. Основные методы: анализ, синтез, обобщение, анкетирование. Результаты и обсуждение. Рассмотрен профессиональный выбор в различных контекстах. Первый контекст отражает потребности общества и государства в профессиональном развитии личности в условиях экономики знаний. Второй показывает необходимость теоретического и методологического обоснования эволюции содержания и объема понятия «профессиональный выбор», его факторов и механизмов. Третий контекст характеризует особенности и проблемы выбора профессии сельскими школьниками. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют в целом о недостаточной зрелости школьников в выборе профессии и понимании ее важности в реализации жизненных ценностей. Позиция родителей направлена на поддержку детей в их самостоятельном выборе. Профессиональный выбор зависит от региональной специфики, востребованности профессий в конкретной территории, личных предпочтений, материальной престижности профессии.
Ключевые слова: профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, сельские школьники
Библиография:
1. Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 32 с.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256–269.
3. Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118–120.
4. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. 19 с.
5. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (020). С. 163–166.
6. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2006. 511 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
9. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
11. Кухарчук А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студ. вузов. Минск: Современное слово, 2006. 544 с.
12. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
13. Hartung P., Porfeli E., Vondracek F. Child vocational development: A review and reconsideration // Journal of Vocational Behavior. 2005. № 66. P. 385–419.
14. Larson L. M., Rottinghaus P. J., Borgen F. H. Meta-analyses of big six interests and big five personality variables // Journal of Vocational Behavior. 2002. Vol. 61. P. 217–239.
15. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224–230.
16. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88–112.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 98 — 104
Скачиваний: 612