ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-62-68
Введение. Дистанционное образование на современном этапе развития мировой образовательной практики приобрело глобальный характер в связи с пандемией COVID-19. Существенно расширился спектр образовательных услуг; выросло количество образовательных организаций и учреждений, задействованных в такой форме образования; огромное количество обучающихся использует интернет, гаджеты и наукоемкие сервисы. Дистанционное образование позволяет, в случае необходимости, при помощи интернета получить «удаленное» образование. Цель – анализ и характеристика основных эффективных форм организации обучения в высшей школе в условиях дистанционного образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы и преимущества дистанционного образования: А. А. Андреева, И. А. Кузнецовой, А. Г. Сломчинской, Е. А. Таушкановой, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah и A. Omar, а так-же материалы, полученные в ходе практической работы в условиях «дистанта» в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. В качестве методов в работе использованы теоретический и методологический анализ, сравнение, метод педагогической интерпретации данных, обобщение, конкретизация. Методологической основой проведенного исследования послужили основные современные психологические, социологические и философские положения теории личности и ее развития. Результаты и обсуждение. Дистанционное образование обладает целым рядом характерных черт: гибкость, модульность, инновационный контроль качества образования, ролевой репертуар преподавателя, экономическая выгода и т. п., а также специфических принципов (принцип свободного доступа, принцип дистанционности, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип адекватности и целесообразности использования цифровых технологий в дистанционном образовании). Внедрение дистанционного образования способствует появлению новых, более эффективных форм обучения, разработка которых строится с учетом перечисленных характеристик. В качестве эффективных форм можно рассматривать разработку и реализацию необходимого для освоения дисциплины перечня основной и дополнительной литературы, учебно-методических комплектов литературы и заданий; рассылку по e-mail обучающих материалов как студентам, так и преподавателям от студентов; организацию и проведение дискуссий и консультаций в онлайн-формате с использованием облачных платформ ZOOM, Jitsi и т. д., бесплатного приложения WhatsApp для личных смартфонов, социальной сети «ВКонтакте», приложения Telegram др.; разработку и реализацию компьютерных баз данных, электронных учебников и т. д.; проведение видеоконференций с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать вопросы и т. д. Видеолекция также является эффективной формой дистанционного обучения, позволяющей охватить большое количество слушателей, активизирующей мыслительную дельность студентов и мотивирующей на самостоятельный поиск в рамках изучаемой дисциплины. Заключение. В связи с тем, что дистанционное образование обладает широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей, способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов, оно может органически вплетаться в систему очного обучения или стать весомой альтернативой традиционному обучению. Эффективность и успех внедрения дистанционных технологий образования зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса и использования эффективных форм обучения.
Ключевые слова: цифровизация образования, формы обучения, дистанционное образование, дистанцион- ное обучение, принципы дистанционного образования, видиолекция, интернет, цифровые технологии
Библиография:
1. Сломчинский А. Г., Таушканова Е. А. Дистанционное высшее образование: симбиоз теории и практики // Электронный научный архив УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
2. Romanov E. V. Higher education: Current state and development prospects // Ekonomicheskaya Politika. 2018. Vol. 13, is. 3. P. 182–205. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-08
3. Дерюга В. Е. Образование XXI века: что достается цифре, что остается учителю? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина, 15–16 октября 2020 г. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2020. C. 13–21.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. URL: https://sudact.ru/law/ukazprezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva-v/ (дата обращения: 17.04.2021).
5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М.: Академия, 2004. 208 с.
6. Кузнецова И. А. Оценка качества систем дистанционного обучения. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
7. Андреев А. А., Солдаткин А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
8. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Открытое образование. 1998. № 4. С. 16–19.
9. Green C. S., Bavelier D. Action video game modifies visual selective attention // Nature. 2003. Vol. 423, is. 6939. Р. 534–537. DOI: 10.1038/nature01647
10. Peterson P. In the digital world, every district can compete with every other. Education Next, February 9, 2012. Accessed on 20th November 2019. URL: http://educationnext.org/in-the-digital-world-every-district-can-compete-with-every-other/ (дата обращения: 17.04.2021).
11. Brown J. S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn // Change. 2005. Vol. 32, is. 2. P. 10–20. DOI: 10.1080/00091380009601719
12. Kolikant Y. B. Digital natives, better learners? Students’ beliefs about how the internet influenced their ability to learn. Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, is. 6. P. 1384–1391. DOI: 10.1016/j.chb.04.012
13. Miah M., Omar A. Technology advancement in developing countries during digital age // International Journal of Science and Applied Information Technology. 2012. Vol. 1, is. 1. P. 30–38. URL: https://www.researchgate.net/publication/330901911_Impact_of_Advances_in_Mobile_Technology_on_Higher_Education_in_Developing_Countries (дата обращения: 02.06.2021).
14. Thirunarayanan M. O., Lezcano H., McKee M., Roque G. “Digital nerds” and “digital normal”: Not “digital natives” and “digital immigrants” // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2011. Vol. 8, is. 2. P. 25–33. DOI: 10.5817/SP2014-4-8
15. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования: учеб.-метод. пособие. М.: Мир науки, 2019. URL: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
16. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25–33.
17. Гурьев С. В. Современное дистанционное обучение. М.: Русайнс, 2018. 118 с.
18. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26–30.
19. Авдеева Е. Н., Лацко Н. А., Пихота О. В., Сайто Е. Д. Разработка видеолекции: методические рекомендации. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. 32 с.
20. Xerri M. J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: a social support perspective // Higher education. 2018. Vol. 75. P. 589–605. DOI: 10.1007/s10734-017-0162-9
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 62 — 68
Скачиваний: 760