ДИСКУРС-АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-53-61
Введение. Показано обращение педагогов, ученых к научному концепту «функциональная грамотность» как своевременная необходимость в связи с вопросами трансформации, устойчивого развития общества, глобальными изменениями, введением федерального государственного образовательного стандарта нового поко ления. Выбор темы обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования функциональной грамотности будущих бакалавров, магистров в области экологизации профессиональной деятельности. Цель – провести дискурс-анализ формирования функциональной грамотности в области экологизации профессиональной деятельности в условиях трансформации современного образования. Материал и методы. Теоретические: анализ педагогической, философской, социологической, литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ. Эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов. Результаты и обсуждение. Дискурс-анализ доказывает, что формирование функциональной грамотности в области экологизации обусловливает развивающий эффект педагогического и технического образования, который связан с появлением новых ценностей (экосознание, экомышление, экогуманность), востребованных в практике будущего бакалавра, магистра, специалиста (педагога, инженера). Показано новое видение экологизации профессиональной деятельности как необходимого процесса, принципа, метода стабилизации и устойчивого развития в системе «человек – природа – социум» в условиях трансформации общества, образования. Раскрыты особенности построения образовательного процесса с учетом разработанных направлений и содержательных модулей, включенных в дисциплины педагогических, технических направлений, ориентированных, прежде всего, на ценности, гармонию с окружающим миром, личностную ответственность за экологию окружающего мира, ее сохранность, здоровьесбережение как важных показателей экограмотности выпускника вуза и нового качества жизни человека XXI в. Реализована программа «Экологическая метадидактика» по направлению 44.04.01 (педагогическое образование, уровень магистратуры), основная цель которой связана с освоением будущими магистрами дидактических систем, технологий обучения и воспитания экологической личности. Программа реализована через совокупность занятий разного плана, где бóльший уклон шел на практическую отработку умений, навыков решения проблемы, отработку механизмов в рамках осознанности, приращения знаний в области дидактики, воспитания как особых экологических систем. Заключение. Реализация процесса экологизации встраивается в содержательный и деятельностный компоненты профессионального образования и предполагает активную включенность будущих бакалавров в научно-практическую, проектную деятельность экологической направленности для получения качественного результата, что обеспечивает новый формат объемности мышления, креативности, тех качественных показателей, которые позволяют думать глобально и действовать локально современному выпускнику высшей школы в совокупности с системой экоценностей, что обеспечивает устойчивость развития системы «человек – природа – социум».
Ключевые слова: бакалавр, функциональная грамотность, экологизация, экограмотность, профессиональная деятельность
Библиография:
1. Агранович М. Л. Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика // Вопросы образования. 2017. № 4. C. 242–264.
2. Кутковая Е. С. Дискурс-анализ эмоций и теория позиционирования в исследовании социального // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 6.
3. Egorov A. N., Loseva N. I., Egorova G. I. Siberian arts and crafts as basis for development of cultural traditions and innovations of / Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations // Advances in Intelligent Systems and Computing 677. Springer International Publishing AG, 2018. P. 93–100. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_13
4. Бондаревская Е. В. Инновационные процессы в современном педагогическом образовании. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 314 с.
5. Егорова Г. И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира. Развитие ноосферных идей в педагогической науке и образовательной практике. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО – РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 80 с.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. и практикум для акад. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 223 с.
7. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 2016. 448 с.
8. Кривых С. В. Инновационные социальные технологии // Технологии в деятельности службы сопровождения: учеб.-метод. пособие. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 216.
9. Егорова Г. И. Подготовка обучающихся школы и вуза в контексте социокультурного развития // Академия профессионального образования. 2020. № 5. С. 25–31.
10. Кривых С. В. Дистанционное обучение как средство индивидуализации профессионального образования // Академия профессионального образования. 2020. № 4. С. 3–13.
11. Егорова Г. И. Формирование научно-технического кругозора будущего специалиста. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. 160 с.
12. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. 416 с.
13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 241 с.
14. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198–202.
15. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. E. H. Степанова. М.: Сфера, 2000. 348 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 53 — 61
Скачиваний: 606