СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ВРАЧА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ ИНФОПОВОДА COVID-19
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-4-24-36
Введение. Представлен коммуникативно-прагматический анализ медиакоммуникации врача в соцсети. Цель – выявить и описать способы реализации коммуникативных стратегий в медиатексте, созданном на основе информационного повода COVID-19. Материал и методы. Материалом выступили посты врачей о коронавирусе в Instagram. Анализ осуществляется при учете композиционной и смысловой целостности уровней стратегической вербальной коммуникации и поликодовых компонентов в медиатексте. Методика анализа стратегического планирования заключается в выявлении коммуникативных стратегий, определении их иерархической упорядоченности, описании номенклатуры и способов языковой репрезентации реализующих их тактик. Результаты и обсуждение. Медиатекст о COVID-19 позволяет врачу решить несколько стратегических задач: создание профессионального имиджа, просвещение массового адресата, формирование целевой аудитории блога. Основной стратегией является самопрезентационная, реализующаяся в коммуникативных тактиках апелляции к профессии (через образы «Я – врач», «Я – эксперт в области медицины», «Мы – медицинское сообщество»), актуализации преданности профессии, демонстрации преодоления профессиональных трудностей, передачи субъективной информации (через образы «Я – пациент» и «Я – личность»), а также невербальными способами (размещением фотографий врачей в условиях борьбы с COVID-19). Информационно-просветительская стратегия в текстах о коронавирусе становится вспомогательной и способствует реализации стратегии самопрезентации через обращение к тактикам дефиниции, краткой справки, инструкции, апелляции к авторитетным источникам, рекомендации, дискредитации медицинских мифов. Обнаруживается, что коммуникативный успех данных тактик достигается при их сочетании с самопрезентационными, а также при определенной последовательности их использования в одном медиасообщении. Вспомогательная стратегия вовлечения в диалог и удержания адресата, выполняя диалоговые и риторические функции, реализуется параллельно со самопрезентационной и информационно-просветительской стратегиями на уровне композиции медиатекста посредством вынесения в заголовок темы и изображения, отсылающего к COVID-19; реализации тактик анонсирования актуальной темы и апелляции к выгоде от прочтения текста во вступлении текста; использования в основной части тактик коммуникативного сближения, языковой оригинальности и ориентации на языковую моду; а также обращения в заключении к этикетной тактике и тактике приглашения к диалогу. Заключение. Реализация доминирующих стратегий медицинской медиакоммуникации осуществляется параллельно на разных уровнях медиатекста о коронавирусе, посредством использования вербальных и невербальных тактик персуазивного и суггестивного воздействия на аудиторию. Отмечается эффективность обращения к информационному поводу COVID-19 как инструменту стратегического планирования для достижения основной цели медиакоммуникации врача в соцсети – продвижения профессионального бренда.
Ключевые слова: коммуникативная стратегия, медицинская коммуникация, инфоповод, COVID-19, медиакоммуникация, медиатекст
Библиография:
1. Бейлисон Л. С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 20 с.
2. Акаева Э. В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2007. 23 с.
3. Жура В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2008. 40 с.
4. Ахнина К. В. Сетевой медицинский дискурс: языковые и коммуникативно прагматические характеристики: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 19 с.
5. Пивоварчик Т. А. Сетевой медицинский дискурс: коммуникативные практики тематических интернет-сообществ // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 148–155.
6. Варнавская Е. В. Сетевой медицинский дискурс в блогосфере: социолект и специфика онлайн-общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 5 (май). URL: http://e-koncept.ru/2019/195017.htm (дата обращения: 18.03.2020).
7. Гуськова С. В. Instagram-мышление в период пандемии COVID-19 // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 245–247.
8. Ипатова Н. А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2009. 22 с.
9. Йоргенсон М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. 352 с.
10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
11. Коммуникативные стратегии и тактики в медиадискурсе: учеб. пособие к спецкурсу «Дискурс масс-медиа» / отв. ред. Н. Г. Нестерова. Томск: Том. гос. ун-т, 2011. 176 с.
12. Барсукова М. И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
13. Волкова Е. В. Коммуникативные тактики и вербальные средства реализации стратегии профессиональной самопрезентация врача в Instagram // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 3 (209). С. 114–123.
14. Гикис С. Н. Особенности влияния инфоповодов глобального масштаба на повестку дня и работу массмедиа (на примере темы COVID-19 в 2020 г.) // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 240–241.
15. Якоба И. А. Коронавирус: дискурсивное конструирование события аттрактора посредством умной, мягкой и жесткой сил // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 2 (37). С. 343–352.
16. Грабельников А. А. Новые медиа и пандемия COVID-19 // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 244–245.
17. Ефанов А. А. «Хайпы» в современном поле медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 63–69.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 24 — 36
Скачиваний: 607