О РЕГУЛЯТИВНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ЗАГЛАВИЙ МЕДИАТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЕЙ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-4-7-14
Введение. Изучение прагматики заглавий текстов разных стилей и жанров представляет интерес ввиду их особой роли в организации познавательной деятельности читателей и воздействия на массового адресата. Современная коммуникативно-когнитивная парадигма лингвистического знания нацелена на выявление средств и способов эффективной организации общения в разных сферах, включая массмедиа. Цель – выявление регулятивных возможностей заглавий разных типов в газетных статьях с точки зрения воздействия на массового адресата. Материал и методы. Исследование проведено на материале «Российской газеты» (№ 8393 за 2021 г.). Изучено 63 заглавия статей, размещенных на сайте «Российской газеты», c учетом содержания данных медиатекстов; обобщено 1 300 ответов 20 информантов – участников анкетирования. Работа выполнена в русле теории регулятивности, разработанной в коммуникативной стилистике текста. Результаты и обсуждение. Название отдельных статей входит как элемент в заголовочный комплекс медиатекстов «Российской газеты». Текст газетных публикаций на сайте сопровождается рубрикой, заглавием, анонсом, включает лид и указание на автора, содержит гиперссылки на другие медиатексты, фотографию, которая либо предшествует статье, либо представлена рядом с ней, выполняя иллюстративную и уточняющую функции. Установлено, что в большинстве названий доминирует воздействующая функция, связанная с привлечением внимания массового адресата, в остальных – информативная. Регулятивный потенциал названий медиатекстов в основном связан с побуждением читателей к чтению статей. Это происходит благодаря недоговоренности, смысловой многоплановости заглавий и создаваемой на этой основе интриге, привлечению внимания адресата на основе используемого в названиях приема обманутого ожидания за счет оксюморонов, употребления тропов, прецедентных текстов, языковой игры, риторических вопросов, требующих соучастия. Таким образом, спектр регулятивных средств и структур, представленных в названиях статей, позволяет стимулировать внимание читателей к знакомству с последующими за заглавием медиатекстами. По результатам опроса информантов их предположения о возможном содержании медиатекста на основе восприятия названия, как правило, не совпадали с реальным содержанием статей. Очевидно, что недоговоренность заглавий выполняет, прежде всего, прагматическую функцию и требует уточнения и дополнения в виде других сопровождающих медиатекст материалов, включая анонс и фотографии, отчасти восполняющих недостающую в названиях информацию. Выявлено, что стимулирующая роль названия определяется и установкой на целевую аудиторию, т. е. обоснована связь заглавия, стимулирующего последующее знакомство с медиатекстом, с целевой аудиторией, с фактором адресата, включая возраст потенциальных читателей и их интересы. Заключение. Предложенный подход к изучению прагматики названий как элементов медиатекста на основе теории регулятивности позволяет судить о некоторых закономерностях в организации познавательной деятельности массового адресата и эффективности типов заглавий, связанных с отражением актуальной тематики, критерием полезности для адресата, умеренной языковой оригинальности, созданием интриги за счет использования особых регулятивных средств и приемов. Полученные наблюдения представляют интерес для медиалингвистики и коммуникативной стилистики текста.
Ключевые слова: медиатекст, заглавие, статья, теория регулятивности, регулятивный потенциал названия
Библиография:
1. Загороднов Д. Г. Современное состояние изучения феномена заголовка медийного текста // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2009. № 7 (188). Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 56–60.
2. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс – средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского гос. ун-та. 2006. № 40. С. 158–166.
3. Трубникова Ю. В. Текст и его заголовок: проблема структурного и семантического взаимодействия // Известия Алтайского гос. ун-та. 2010. № 2-2. С. 121–126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-i-ego-zagolovok-problema-strukturnogo-isemanticheskogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 16.03.2021).
4. Комаров Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: автореф. … дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 13 с.
5. Филоненко Т. А. Аттрактивные заголовки в научной речи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10, № 6–2. С. 290–296.
6. Салманова С. А. Заголовок как важнейший компонент текста // Рефлексия. 2013. № 1. С. 74–76.
7. Пушкарева И. А. О месте заглавий в текстовой парадигме (на материале лирики Б. А. Ахмадулиной) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 3 (47). С. 28–33.
8. Домашнев А. И., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Информативность заголовков // Интерпретация художественного текста: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 2013. С. 148–149.
9. Сребрянская Н. А., Мартынова Е.А. Специфика функций заглавий художественных произведений в жанре антиутопии // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 40–47.
10. Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста: дис. … канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2001. 228 с.
11. Фатина А. В. Функционирование заголовочных комплексов в современной российской газете: Стилистико-синтаксический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 24 с.
12. Лютая А. А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 164 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennyi-gazetnyi-zagolovok-struktura-semantika-pragmatika (дата обращения: 16.03.2021).
13. Шабазова Д. И. Виды и функции заголовков в газетном тексте (на примере региональной газеты «Вечерняя Уфа») // Вестн. Уфимского юрид. ин-та МВД России. 2017. № 4 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-funktsiizagolovkov-v-gazetnom-tekste-na-primere-regionalnoy-gazety-vechernyaya-ufa (дата обращения: 16.03.2021).
14. Рянская Э. М., Алексеева Л. В. Прагматический компонент заголовков научных текстов (на примере англо- и русскоязычных публикаций по истории). Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2020. 99 с.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
16. Дускаева Л. Р. Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта, 2019. 340 с.
17. Болотнова Н. С. Регулятивность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 328–331.
18. Болотнова Н. С. Теория регулятивности текста в современном научном контексте // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: материалы IX Всерос. науч. семинара (25–26 апреля 2008 г.). Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. С. 151–160.
19. Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, Н. В. Камнева, А. А. Каширин, А. В. Курьянович ; под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017. 248 с.
20. Российская газета. 2021. 1 марта. № 8393. URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2021/03/01.html (дата обращения: 16.03.2021).
21. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. 140 с.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 7 — 14
Скачиваний: 689