РЕБЕНОК-ЗВЕРЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ САТИРЫ С. МАРШАКА («ЮНЫЙ ФРИЦ, ИЛИ ЭКЗАМЕН НА АТТЕСТАТ „ЗВЕРОСТИ“»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-3-128-134
Введение. На примере сатирического творчества С. Маршака военных лет исследуются проблемы формирования советской детской литературы 1920–1940-х гг. Актуальность исследования определяется разработкой проблематики «зверости» как ключевой метафоры идеологического воздействия на человека. Содержание статьи – анализ поэтических средств создания образа героя, изучение его генезиса и специфики выразительных средств. Цель – исследование приемов сатирического изображения ребенка-фашиста в творчестве Маршака периода Великой Отечественной войны. Материал и методы. Материалом исследования является комплекс текстов Маршака о «Юном Фрице». Указанные тексты и вопрос о генезисе их поэтики до настоящего времени не привлекали специального внимания литературоведов. Используются аналитико-описательный, культурно-исторический, герменевтический методы. Сопоставление текстов с видеорядом карикатур и кино основано на методологии интермедиального анализа. Результаты исследования. Изучение стихотворения Маршака 1941 г. «Юный Фриц, или Экзамен на аттестат “зверости”» показывает, что наглядно продемонстрированное в тексте «дурное воспитание» становится главным объектом сатиры писателя, реализованной не только в указанном стихотворении, но и в созданных на его основе произведениях других видов искусства. Отмечены традиции негативного изображения ребенка-немца в книге М. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», ряда текстов немецких авторов второй половины XIX в. Заключение. Избранная Маршаком сатирическая стратегия изображения врага оказывается многонаправленной: поэт показал, сколь опасны педагогические достижения в моделировании человека определенного типа.
Ключевые слова: Маршак, сатира, Германия, детская литература, воспитание, образ ребенка-зверя
Библиография:
1. Бухарин Н. И. Культурные задачи и борьба с бюрократизмом. Декабрь 1927 г. // Проблемы теории и практики социализма. М.: Изд-во полит. лит., 1989. С. 181–188.
2. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 640 с.
3. Маршак С. Я. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. лит., 1968–1972. Т. 1–8.
4. Кочергина А. А. Поэтика авангарда в творчестве современных детских писателей: дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2017. 184 c.
5. Зоркина Н. Вещие сны Алма-Аты. Русское кино в эвакуации // Искусство кино. 1999. № 7. С. 125–139.
6. Сорокина С. П. Петрушка в детском театре первого послереволюционного десятилетия (две пьесы С. Я. Маршака) // StudiaLitterarum. 2018. Т. 3, № 3. С. 254–277. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-254-277
7. Деммени Е. С. Призвание – кукольник. Л.: Искусство, 1986. 199 с.
8. Деммени Е. С. Школьный кукольный театр. Л.: Детгиз, 1960. 72 с.
9. Маршак И. С. От детства к детству. Главы из биографической книги // Жизнь и творчество С. Маршака. М.: Дет. лит., 1975. С. 349–486.
10. Степка-растрепка: Рассказы для детей. 4-е изд. СПб: тип. Х. Гинце, 1867. 16 л.: ил.
11. Кукрыниксы. Втроем. М.: Советский художник, 1975. 293 с.
12. Маршак С. Юный Фриц // Костер. 1943. № 1. С. 9–13.
13. Гончаров И. А. Обломов. Л.: Наука, 1987. 696 с.
14. Жданов С. С. Образ немецкого курорта в путевых заметках М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом» // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. № 1 (198). С. 7–16.
15. Самойленко Г. Стихотворная сатира и юмор периода Великой Отечественной войны. Киев: Вища школа, 1977. 157 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы: 128 — 134
Скачиваний: 540