КОНЦЕПТ «ПУТЬ» И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ЛИРИКЕ М. А. ВОЛОШИНА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-3-40-48
Введение. Актуальность данного исследования, выполненного в рамках новой когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы, для которой характерен принцип антропоцентризма, обусловлена недостаточной изученностью поэтической картины мира М. А. Волошина. Анализ концепта «путь» в творчестве поэта дает возможность детального рассмотрения и описания важных особенностей мировосприятия автора, позволяет установить характерные черты и средства репрезентации данного концепта в его поэтической картине мира. Целью исследования является выявление особенностей содержания и лексического воплощения одного из ключевых концептов в творчестве М. А. Волошина – концепта «путь». Материал и методы. Приводятся данные анализа поэтических текстов М. Волошина разных лет, содержащих концепт «путь», с опорой на пространственные параметры пути, выделенные В. Н. Топоровым. Выбор данного концепта обусловлен его особой значимостью для понимания мировидения автора и его места в нем. Исследование включает использование методов концептуального, контекстологического и семантико-стилистического анализа. Результаты и обсуждение. Рассмотрение некоторых особенностей вербализации концепта «путь» позволило сделать вывод о том, что художественное пространство поэтических текстов М. Волошина представляет собой индивидуально-авторское осмысление бытия и своего места в нем. Данное утверждение обосновывается проведенными видами анализа: – определением межтекстового ассоциативно-смыслового поля концепта «путь» в текстах М. Волошина, его разветвленности за счет единиц, носящих как традиционный, так и индивидуально-авторский характер (скитальный дух, странствие странствий); – выявлением направлений ассоциирования (путь–жизнь, путь–поиск, путь–направление, путь–предназначение, путь–выбор, путь–познание, путь–странничество), анализ которых показал наличие синтезирующего характера пути лирического героя (путь земной и путь космический), динамику его развития от существования в пространственных рамках до выхода за пределы времени и пространства; – детальным анализом лексической структуры поэтических текстов автора, в которых нашел отражение рассматриваемый концепт. Заключение. Исследование позволяет сделать вывод о том, что в репрезентации концепта «путь» в лирике М. А. Волошина отразилась многоаспектность его личности как философа, мыслителя, поэта. Значимость проведенного исследования заключается в конкретизации идиостиля автора и его поэтической картины мира.
Ключевые слова: поэтическая картина мира, концепт, языковая личность, М. А. Волошин
Библиография:
1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филол. науки. 2001. № 1. С. 64–72.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
3. Волошин Ю. К. Общий американский сленг: состав, деривация и функция (лингвокультурологический аспект). Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2000. 282 с.
4. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с.
5. Pope Rob. Textual intervention: Crit. a. creative strategies for lit. studies. London; New York: Routledge, 1995. XVI. 213 р.
6. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Л., 1928. С. 28–44.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Перемена, 2002. 477 с.
8. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 36–44.
9. Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005. С. 234–244.
10. Попова З. Д. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово, 2009. Вып. 4. С. 52–58.
11. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004. 982 с.
12. Пименова М. В. Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово, 2004. Вып. 4. С. 3–11.
13. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
14. Болотнова Н. С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие // Сибирский филол. журнал. 2005. № 3–4. С. 54–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-verbalizovannyh-v-tekste-hudozhestvennyhkontseptov-i-ih-vzaimodeystvie/viewer (дата обращения: 13.12.2020).
15. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 280–287.
16. Шведова Н. Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским синтаксическим словарем» // Вопросы языкознания. 1999. № 1. С. 3–16.
17. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. 369 с.
18. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.
19. Купченко В. П. Странствие Максимилиана Волошина: документальное повествование. СПб.: Logos, 1996. 542 с.
20. Палачева В. В. Поэма «Путями Каина» в контексте культурофилософских исканий М. А. Волошина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2003. 229 с.
21. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
22. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284.
23. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: ТГПУ, 2008. 384 с.
24. Болотнов А. В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама). Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 287 с.
25. Волошин М. А. Жизнь – бесконечное познанье: стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения / сост., подготовка текстов, вступительная статья, краткая биохроника, комментарии В. П. Купченко. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 576 с.
26. Пархоменко Г. Лики творчества Максимилиана Волошина в связи с тайной его Высшего «Я». URL: http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/Parhomenko-liki-tvorchestva-M-Voloshina-v-svyazi-s-taynoy-ego-vysshego-Ya.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
27. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык,1990. Т. 3. 555 с.
28. Пинаев С. М. Близкий всем, всему чужой… Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте серебряного века. 2-е изд., исп. и доп. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009. 341 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 40 — 48
Скачиваний: 629