ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ: ТИПОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ Н. А. О’ШЕЙ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-3-33-39
Введение. Рассматриваются типология и функциональные возможности прецедентных феноменов в песенных текстах автора Н. А. О’Шей – лидера фолк-рок-группы «Мельница». Цель исследования – выявление типов прецедентных феноменов, используемых в песенных текстах Н. А. О’Шей, и анализ особенностей их функционирования. Материал и методы. Материалом исследования служат песенные тексты, автором которых является Н. А. О’Шей – лично или в соавторстве. Источником фактического материала являются альбомы рок-группы «Мельница» разных лет. Эмпирическая база исследования сформирована с помощью приема сплошной выборки. В ходе изучения используются описательный метод и метод контекстуального анализа. Результаты и обсуждение. В анализируемых песенных текстах Н. А. О’Шей использует прецедентные феномены разных типов. Частотными являются прецедентные имена – имена собственные мифологических существ (скандинавское божество Один), исторических лиц (полководец Тамерлан, музыканты Фредди Меркьюри и Элвис Пресли, писатель и летчик А. де Сент-Экзюпери) и литературных персонажей (Тристан и Изольда). Обращение к тем или иным прецедентным именам может определяться тематикой, композицией или авторской концепцией песни или альбома, интересом автора к определенной личности. Прецедентные высказывания являются частью культурного опыта поэтессы; она органично включает цитаты из разных источников (в их исходном или трансформированном виде) в состав песенных текстов, заставляет их работать на реализацию той или иной идеи. Прецедентные тексты служат основой для создания авторской легенды. Использование отдельных авторских названий порождает у слушателей различные ассоциации, придает композициям культурную значимость. Заключение. Прецедентные феномены выполняют в песенных текстах Н. А. О’Шей две основные функции: текстообразующую и смыслопорождающую.
Ключевые слова: рок-поэзия, прецедентные феномены, Н. А. О’Шей
Библиография:
1. Моисеев А. А. Интертекст в русской рок-поэзии: проблема изучения // Известия Уральского гос. пед. ун-та. Лингвистика. 2005. № 16. С. 197–204.
2. Пилюте Ю. Э. Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии: дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2010. 218 с.
3. Михайлова А. И. Лингвистические и экстралингвистические черты современного рок-текста // Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (10). С. 48–52.
4. Еременко Е. Г. Интертекстуальность, интертекст и основные интертекстуальные формы в литературе // Уральский филол. вестник. 2012. № 6. С. 130–140.
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
6. Назарова Р. З., Золотарев М. В. Прецедентные феномены: проблемы дефиниции и классификации прецедентных феноменов // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, № 2. С. 17–23.
7. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
8. Самойлова Ю. В. О прецедентности и интертекстуальности (терминологический аспект) // Вестник Северо-Восточного гос. ун-та. 2014. № 21. С. 38–42.
9. Высоцкая И. В. Спорные вопросы теории прецедентности // Критика и семиотика. 2013. № 1 (18). С. 117–137.
10. Кочесокова М. Н. Прецедентные феномены: расширение семантических рамок текста в русской рок-поэзии // Культурная жизнь юга России. 2012. № 1 (44). С. 90–91.
11. Кузьмич В. В. Аллюзивность и интертекстуальность рок-поэзии // Современные парадигмы лингвистических исследований: методы и подходы: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Стерлитамак, 19–20 ноября 2018). Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 2018. С. 42–47.
12. Бабенко Е. А. Прецедентные имена со сферой-источником «Литература и фольклор» в русской рок-поэзии // Язык – текст – коммуникация: материалы III Всерос. научно-практ. конф. «Человек, текст, язык в системе социогуманитарного знания» (Нижний Тагил, 24 апреля 2019 г.), XIV Всерос. науч. конф. «Речевая культура в разных сферах общения» (Нижний Тагил, 24 ноября 2019 г.). М.: Мир науки, 2020. С. 57–61.
13. Демичева Н. А. Интертекстуальность в творчестве группы «Тараканы!» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2017. Вып. 17. С. 245–252.
14. Разницына Н. С. Мотив пути как лейтмотив альбома «Дорога сна» группы «Мельница» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2017. Вып. 17. С. 260–267.
15. Одинцова К. И., Олюнина М. В. Образ кицунэ в одноименной песне группы «Мельница» // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сб. материалов IV Междунар. молодежной научно-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2018. С. 296–300.
16. Рыжков А. А. Истоки образа голубой травы в одноименной песне группы «Мельница»: от мифа к рок-поэзии // Гуманитарные исследования молодых ученых Южного Урала: сб. ст. ежегодной конференции (18 апреля 2019). Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2020. С. 236–242.
17. Холина Д. А., Тер-Оганова Е. Г. Концептуализация смерти в мифопоэтической картине мира современной русской рокпоэзии (на примере творчества группы «Мельница») // Язык, коммуникации и социальная среда. 2012. № 10. С. 257–272.
18. Чайковская С. В. Идиостиль современного отечественного рок-поэта (на материале творчества Н. А. О’Шей) // Русская речевая культура и текст: материалы X Междунар. науч. конф., посвященной 25-летию кафедры русского языка / под общ ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2018. С. 109–115.
19. Мельница – официальный сайт. URL: http://melnitsa.info (дата обращения: 26.12.2020).
20. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. URL: http://nashbulgakov.ru/books/mim_book (дата обращения: 26.12.2020).
21. Сердце, вечность и коньки! URL: https://nastya-tor.livejournal.com/39270.html (дата обращения: 26.12.2020).
22. Байрон Дж. Faretheewell. URL: https://stihi.ru/2011/10/24/1471 (дата обращения: 26.12.2020).
23. Шекспир У. Гамлет. URL: https://rustih.ru/shekspir-gamlet (дата обращения: 26.12.2020).
24. Тарковский А. Первые свидания. URL: https://rustih.ru/arsenij-tarkovskij-pervye-svidaniya (дата обращения: 31.12.2020).
25. Суриков В. О чем поет Хелависа. Наталья О’Шей – об искусстве сонграйтинга // Эксперт. 2017. № 6. URL: https://expert.ru/expert/2017/06/o-chem-poet-helavisa (дата обращения: 26.12.2020).
26. Одинцова К. И., Олюнина М. В. Интерпретация романа о Тристане и Изольде в одноименных песнях группы «Мельница» // Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы: материалы IV научно-практ. конф. Ставрополь: Логос, 2019. С. 92–97.
27. Лорка Ф. Г. Пресьоса и Ветер. URL: http://artsportal.ru/poetry/15977 (дата обращения: 31.12.2020).
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 33 — 39
Скачиваний: 648