АКТИВИЗАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-112-118
Введение. Рассматриваются возможности оптимизации обучения с точки зрения нейронауки, в частности нейропсихологического подхода. Предлагается решение проблемы повышения качества вузовского образования в эпоху цифровизации через активизацию когнитивных процессов студентов. Цель – показать возможности применения нейропсихологических упражнений в вузе в формате онлайн для профилактики нейроэрозии и стимуляции мотивации обучения и когнитивных процессов студентов. Материал и методы. Обобщен опыт преподавания автором дисциплин для бакалавров и магистрантов по профилю «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» с включением нейропсихологических упражнений в структуру лекционных и семинарских занятий. Использованы теоретический анализ научной литературы, материалов и публикаций психолого-педагогической печати, анкетирование и интервьюирование обучающихся в формате удаленного обучения в период летней сессии 2020 г. Результаты и обсуждение. Изменение образовательной среды с появлением цифровой реальности в вузе предполагает освоение новых способов и форм обучения, включение средств активизации обучающихся с целью уменьшения рисков удаленного образования. Значимыми проблемами цифровизации образования являются профилактика ослабления когнитивных процессов обучающихся, активизация мотивации обучения, выработка самоконтроля учебной деятельности. Показана целесообразность применения нейропсихологических упражнений в качестве инструмента, стимулирующего высшие психические функции обучающихся в вузе. В результате анкетирования 213 студентов очного и заочного отделения по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» выявлены прогнозируемые результаты использования нейропсихологических упражнений для повышения продуктивности обучения в онлайн-формате. Заключение. Нейропсихологические приемы могут применяться в профессиональной подготовке как универсальное средство развития когнитивных процессов и профилактики торможения высших психических функций обучающихся, повышения мотивации к освоению учебных дисциплин на уровне бакалавриата и магистратуры. В цифровом формате вузовского обучения актуализируется потребность в повышении внутренней мотивации студентов к обучению, формировании способов самоорганизации и выработке самоконтроля за освоением образовательной программы.
Ключевые слова: цифровизация образования, риски онлайн-формата обучения, повышение продуктивности обучения, нейропсихологические упражнения, стимуляция когнитивных процессов
Библиография:
1. Лубков А. В. Гуманитарные подходы к цифровизации образования: доклад, прочитанный 27.05.2020 г. на Виртуальной международной научно-практической конференции «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании». URL: https://drive.google.com/file/d/1kG8tmBK0PN1Ljo0d7FBKTCaQu897gD3Z/view (дата обращения: 18.07.2020).
2. Семёнов Л. А. Учитель и учение XXI века: доклад, прочитанный 27.05.2020 г. на Виртуальной международной научно-практической конференции «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании». URL: http://ifte.kpfu.ru/ru/lectures/uchenie-i-uchitel-v-mire-xxi-veka/ (дата обращения: 18.07.2020).
3. Грабцевич И. Б. Установочный доклад на пленарном заседании, прочитанный 22.08.2020 г. августовском форуме «Август. PRO: матрица педагогических изменений». URL: https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=4412 (дата обращения: 28.10.2020).
4. Галажинский Э. В. Лекция «Большой Томск: путь классического университета в цифровой экономике». URL: https://www.youtube.com/watch?v=MYDSIVZxVRk (дата обращения: 28.10.2020).
5. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия». М.: Поколение, 2007. 384 с.
6. Курпатов А. В. Цифровой аутизм угрожает человечеству: Курпатов о будущей технической революции. URL: https://radiokp.ru/cifrovoy-autizm-ugrozhaet-chelovechestvu-kurpatov-o-buduschey-tekhnicheskoy-revolyucii_nid12640_au4311au (дата обращения: 08.11.2020).
7. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. 2011: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 20–22 июня 2011 г. / под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011. С. 1–5.
8. Картер Р. Как работает мозг. М.: АСТ: CORPUS, 2015. 224 с.
9. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга: шифры и коды нейропсихологии. М.: Генезис, 2010. 432 с.
10. Сланевская Н. М. Мозг, мышление и общество. СПб.: Центр междисциплинарной нейронауки, 2012. 321 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Моргунов Ю. А., Федоров А. В., Петров С. А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры. M., 2009. 32 с.
13. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
14. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 6/3. С. 45–51.
15. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. М.: Генезис, 2016. 336 с.
16. Косицкая Ф. Л. Современные тренды в российском высшем образовании (по материалам Зимней школы преподавателей – 2020) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 101–109.
17. Файзуллаева Е. Д., Сергеева А. И. Практическая нейропсихология для педагогов: метод. пособие. Томск: Академия счастливого детства, 2018. 80 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 112 — 118
Скачиваний: 625