АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТОМСКА И РЕГИОНА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-94-100
Введение. В настоящее время в учреждениях дошкольного образования, школах, учреждениях дополнительного образования имеется опыт организации с детьми проектной и исследовательской деятельности. Это актуализировано требованиями нормативных документов, социальным заказом. Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) более 10 лет организует мероприятия для представления обучающимися результатов исследовательских и проектных работ. Количество заявок, расширение круга участников от школ до детских садов и центров дополнительного образования убедительно показывают востребованность этих видов деятельности. Однако многолетние наблюдения и опыт сотрудничества с образовательными учреждениями г. Томска и региона позволили определить круг актуальных задач, требующих решения. Цель – выявление и анализ проблем, характерных для образовательных учреждений г. Томска и региона при организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся и определение подходов к их решению. Материал и методы. Материалом исследования послужили доклады педагогов 23 образовательных учреждений г. Томска и Томского района, представленные в рамках региональной научно-практической конференции «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях», организованной лабораторией проектной и исследовательской деятельности Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ (г. Томск, 17 декабря 2020 г.), а также проведенного опроса, в котором участвовали 63 респондента: сотрудники образовательных учреждений дошкольного и среднего общего образования, а также представители организаций дополнительного образования г. Томска и Томского района. Результаты и обсуждение. Анализ практики позволил выявить такие проблемы, как слияние понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность»; отсутствие единых для города и региона критериев оценки результатов проектной деятельности и исследовательской деятельности; отсутствие преемственных связей в организации проектной и исследовательской деятельности на разных уровнях образования; трудности при работе с родителями в процессе включения детей в проектную и исследовательскую работу; уровень сформированности соответствующих профессиональных компетенций у педагога. Решением данных проблем может явиться создание проектной рабочей группы, деятельность которой будет направлена на разработку общих подходов и критериев оценки результатов проектной и исследовательской деятельности. Заключение. Сделан вывод о необходимости реализации обновленного содержания курса или модуля, нацеленного на подготовку обучающихся ТГПУ к профессиональной педагогической деятельности, включающей работу с проектами и исследованиями детей. Здесь важно не только содержание курса, но и включение студентов в соответствующую практическую деятельность на базе образовательных учреждений, где опытные педагоги могут стать наставниками или партнерами в такой деятельности.
Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность обучающихся, преемственность в организации проектной и исследовательской деятельности детей, критерии оценки результатов проектной и исследовательской деятельности детей на разных уровнях образования
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / под ред. Т. В. Цветкова. М.: Сфера, 2018. 96 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
4. Гормакова В. В. Формирование метапредметных умений младших школьников в исследовательской деятельности: авто-реф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 24 с.
5. Семенова Н. А. Преемственность дошкольного и начального образования через использование проектной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 9–15.
6. Червонный М. А. Дополнительное физико-математическое образование как условие развития одаренности детей // Вестн. Томского гос. ун-та. 2017. № 425. С. 198–202.
7. Семенова Н. А. Сравнительный анализ исследовательской и проектной деятельности младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 108–110.
8. Сальникова К. С. Международный опыт организации конкурсов проектных и исследовательских работ школьников (на примере Мексики, Тайваня, стран Европейского союза) // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, steam-образование: новые типы образовательных ситуаций: сб. докл. IX Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А С. Обухова. М.: Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2018. С. 202–222.
9. Паутова Л. В., Михеева О. Б., Тимерзянова И. И. Проблема оценивания проектных работ школьников и студентов // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: материалы Х Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. С. Д. Погорелова. Тюмень: ТИУ, 2020. С. 165–169.
10. Поздеева С. И. К проблеме использования проектной и исследовательской деятельности в детском саду // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2017. Вып. 8 (185). С. 42–44.
11. Смирнова Е. О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду // Детский сад: теория и практика.2016. № 6. С. 19–21.
12. Леонтович А. В., Обухов А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: науч.-метод. сб.: в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. М.: Исследователь, 2010. С. 15–18.
13. Румбешта Е. А., Войцеховская З. А. Взаимодействие школы и вуза при организации проектно-исследовательской деятельности школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 77–83.
14. Гребенев И. В., Лебедева О. В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5 (2). С. 106–112.
15. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 87–91.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 94 — 100
Скачиваний: 602