МАТРИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-78-87
Введение. Обоснована необходимость качественного изменения системы управления образовательной организации, в частности возможность применения матричного подхода для организации эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе. Цель – обоснование роли матричного управления в организации эффективного взаимодействия педагогов. Материал и методы. Материалом исследования послужили результаты психолого-педагогического поиска отечественных и зарубежных ученых (А. В. Афониной, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, В. А. Маликовой, А. Х. Маслоу, А. Б. Орлова), а также опытно-экспериментальной работы, проведенной сотрудниками, магистрантами и студентами бакалавриата Северного (Арктического) федерального университета в период с 2017 по 2019 г., позволившей изучить особенности и динамику взаимодействия педагогов, обусловленные качественными изменениями системы управления. Результаты и обсуждение. Основная цель государственной образовательной политики – повышение качества образования и организация эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе – являются прогрессивным средством ее достижения. Однако феномен синергетической интеракции, обладая потенциалом для качественного роста команд, в сфере образования в полной мере не изучен. Более того, практика показывает, что в современной школе создание персональных образовательных пространств превалирует над групповой и коллективной работой сотрудников, а проблема выстраивания эффективного взаимодействия на местах является одной из ключевых. Ответственность за функционирование и развитие продуктивных трудовых взаимоотношений возложена на административный корпус, и именно в системе управления кроются регулятивные механизмы организации эффективного взаимодействия. В основе гармоничного менеджмента в любой отрасли, включая профессиональную образовательную деятельность, заложены четыре основные управленческие функции – планирование, организация, мотивация и контроль. Критериями эффективного взаимодействия, согласно исследованиям А. В. Афониной, являются взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия и контроль. Использование в управленческой структуре двух данных равноправных организационных блоков, взаимодействующих между собой на паритетном основании (матричный подход), является действенным механизмом для организации эффективного взаимодействия педагогов, что доказали результаты проведенного эксперимента. Заключение. Матрично-структурированный менеджмент обладает позитивным потенциалом для построения и поддержания эффективного взаимодействия педагогов и в отношении образовательной среды представляет собой инновационно ориентированную организационную управленческую систему.
Ключевые слова: взаимодействие, эффективное взаимодействие, профессиональное педагогическое взаимодействие, критерии эффективного взаимодействия, управление в образовании, матричное управление
Библиография:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642.
2. Орсаг Ю. В. Принципы и техники эффективного взаимодействия в профессиональной среде. URL: https://en.ppt-online.org/264542 (дата обращения: 04.12.2020).
3. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1993. 288 с.
4. Психология общения. М.: Когито-Центр, 2011. 256 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
6. Стандровская Е. К. Теоретические основы управления проектами в образовательной организации // Концепт. 2016. Т. 2. С. 186–190.
7. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 40–42.
8. Маликова В. А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога (Теория и практика образования): дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 331 с.
9. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.
10. Коломинский Я. Л. Психология педагогического взаимодействия. СПб.: Речь, 2007. 124 с.
11. Афонина А. В. Деятельностный подход в контексте взаимодействия участников образовательного процесса // Теории и технологии качества образования в XXI веке: акмеологические и психолого-педагогические аспекты: материалы междунар. симп. Кострома, 2004. С. 11–12.
12. Маркова С. М. Моделирование педагогических систем. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. 100 с.
13. Атаманчук Г. В. Проблемы управления и управляемости в обществе: избранное. М.: РАГС, 2011. 382 с.
14. Артюхов М. В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. 269 с.
15. Мазур И. И. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2004. 664 с.
16. Лукичева Л. Л. Управление организацией. М.: Омега-Л, 2006. 360 с.
17. Мерзликин А. Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1355–1359.
18. Болотин И. С., Сорокин Н. Д. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. С. 172–181.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МАГИСТРАТУРА И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 78 — 87
Скачиваний: 602