МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-7-16
Введение. Необходимость поиска новых стратегий преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза, являющихся представителями поколения Z, обусловливает внимание исследователей к использованию интернет-мемов как эффективного средства, стимулирующего обучающихся к изучению английского языка. Цель – представить теоретико-практическое обоснование возможностей использования интернет-мемов для развития у студентов технического вуза мотивации к изучению иностранного языка. Материал и методы. Исследование выполнено на основе анализа литературы по вопросам применения креализованных текстов, организации работы с мемами студентов в контексте их обучения английскому языку, рассмотрения мотивации обучающихся неязыкового вуза к изучению иностранного языка. Спроектирована схема занятий, нацеленная на развитие у студентов мотивации к изучению языка при использовании мемов, и проведен методический эксперимент по апробации предложенных способов. Материалом исследования выступили отобранные в интернет-среде мемы, соответствующие тематике работы по дисциплине. Результаты и обсуждение. Представлен алгоритм организации работы студентов с мемами, включающий мотивационно-перцептивный, репродуктивно-практический и творческо-преобразовательный этапы; предложено вариативное методическое обеспечение исследуемого процесса. Раскрыта методическая схема организации занятий с использованием мемов в процессе развития у студентов мотивации к изучению английского языка и обозначена группа педагогических условий, способствующих ее успешной реализации. Описаны примеры упражнений для поэтапной работы студентов на материале мема и представлен критериально-диагностический инструментарий для оценивания уровней сформированности у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка. Результаты методического эксперимента, проведенного на базе Трехгорного технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», подтвердили эффективность разработанных способов развития мотивации у студентов. Заключение. Определено, что мемы выступают мощным методическим материалом, способствующим повышению мотивации будущих инженеров к изучению английского языка. Эффективность реализации разработанной методической схемы занятий для студентов с использованием мемов обусловлена стимулированием цифровой коммуникации обучающихся на основе метода Bring Your Own Device, привлечением их к проектной деятельности на материале мемов и созданием психологически благоприятной атмосферы, фасилитирующей иноязычную коммуникацию обучающихся.
Ключевые слова: иностранный язык, студенты неязыкового вуза, интернет-мемы, креолизованные тексты, мотивация к изучению английского языка
Библиография:
1. Полякова Л. О. Зачем инженеру иностранный язык? (анализ профессиональных стандартов) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23067 (дата обращения: 20.09.2020).
2. Быстрай Е. Б., Власенко О. Н., Дорохова Е. Ю. Песенный жанр как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка в педагогическом вузе // Вестн. Южно-Уральского гос. гуманит.-пед. ун-та. 2019. № 4. С. 42–60.
3. Леонтьева Т. Н., Котенко С. Н. Особенности обучения иностранному языку поколения Z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестн. Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2017. Т. 9, № 1. С. 152–158.
4. Харченкова И. В. Методика использования креолизованных немецкоязычных текстов как средства формирования лингвокультурологической компетенции студентов-германистов. URL: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Harchenk__va.Dissert.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
5. Загоруйко А. О., Ефремова М. А. Потенциал использования Интернет-мемов в качестве обучающего средства // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8, № 28. С. 11–21.
6. Бондарев М. Г. Использование инфографики как инструмента визуализации учебного текста в рамках курса «Иностранный язык для специальных целей» // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2012. № 3 (10). С. 60–66.
7. Shnip Y. Internet memes in ESP classrooms. URL: http://www.kamts1.kpi.ua/sites/default/files/shnip_internet.pdf (дата обращения: 23.09.2020).
8. Harshavardhan V., Wilson D., Kumar M. V. Humour Discourse in Internet Memes: An Aid in ESL Classrooms // Asia Pacific Media Educator. 2019. Vol. 29, № 1. P. 41–53.
9. Гаффарова М. Р. Организационно-методические аспекты использования мультимодального текста на уроках иностранного языка // Социальные и педагогические вопросы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020. С. 144–149.
10. Якубовская А. А. Отбор креализованных текстов с целью формирования иноязычной речевой компетенции студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Архитектура» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Ч. 3, № 9 (63). С. 213–218.
11. Николина Н. Н. Использование doggos-мемов в процессе обучения английскому языку студентов младших курсов языковых и неязыковых направлений подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, вып. 1. С. 118–122.
12. Anggiarima P. Bringing rage comic into class: A strategy on improving 5th graders’ story-writing skills. URL: https://www.academia.edu/15174505/Bringing_Rage_Comic_Into_Class_A_Strategy_on_Improving_5th_Graders_Story_Writing_Skill (дата обращения: 23.09.2020).
13. Писарь Н. В. Интернет-мемы как средство формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранных студентов и слушателей русскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, вып. 3. С. 326–331.
14. Будник А. С. Интернет-мем как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2017. № 7. С. 25–44.
15. Фетисова А. А. Использование Интернет-мемов в практике преподавания иностранных языков // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. тр. М., 2015. С. 106–110.
16. Седлярова О. М., Соловьева Н. С., Ненашева Ю. А. Методика работы с Интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 1. С. 451–456.
17. Huang Z. An empirical study on the application of memetics to the teaching college English writing. URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/pdf/2016/03/shsconf_icitce2016_01015.pdf (дата обращения: 23.09.2020).
18. Na L. The Help and Influence of Memetics Theory in Applied Linguistic on Second Language Acquisition Teaching. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icemct-17/25874383 (дата обращения: 25.09.2020).
19. Minin N. G., Shaykina O. I. Flipped Classroom method with BYOD-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 46–53.
20. Залесская Н. А. Роль Интернет-мемов в обучении иностранному языку. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242065/1/198-202.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
21. Han Y. Memeing to learning: exploring meaning making in a language-learning chat group // Technology in Language Teaching & Learning. 2019. Vol. 1, № 2. P. 68–90.
22. Авдеев А. П. Мотивы изучения иностранного языка // Educational Technology & Society. Technology & Society. 2008. № 11 (4). С. 310–322.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 7 — 16
Скачиваний: 946