СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-17-23
Введение. В условиях быстрых изменений в общественной и профессиональной сфере актуальным становится вопрос о том, как организовывать процесс профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства выпускников вузов. В этой связи рассмотрено содержание организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Цель – поиск и определение содержания организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Материал и методы. Использованы теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы, изучение статистических данных, моделирование) и эмпирические (анкетирование, опрос, апробация) методы исследования. Обоснование комплекса условий строится на основе эмпирического обобщения деятельности центра содействия занятости студентов. Обзор литературы. Представлены подходы современных исследователей к дефиниции «организационно-педагогические условия». Выделена группа ученых, рассматривающих организационно-педагогические условия как совокупность факторов. Описана позиция исследователей, считающих, что организационно-педагогические условия – это комплекс каких-либо мероприятий. Отдельно проанализированы научно-исследовательские работы ученых, считающих, что в дефиниции «организационно-педагогические условия» выделяются две смысловые составляющие: организационные условия и педагогические условия. Результаты и обсуждение. На основе анализа литературы и обобщения эмпирического опыта уточнено, что под организационными условиями в работе будут пониматься факторы, которые обеспечивают управление процессом, а под педагогическими – факторы, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения, воспитания, обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом объединение организационных и педагогических условий в один комплекс, подчиненный общей цели, будет являться организационно-педагогическими условиями. На основе этого на базе Томского государственного педагогического университета определен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов. Заключение. Предложено уточненное определение организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению обучающихся педагогического вуза, в том числе студентов с низкой мотивацией на педагогическую профессию, которое может быть использовано в качестве основы для деятельности вузовских центров по трудоустройству выпускников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудоустройство, организационно-педагогические условия, содействие
Библиография:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 25.09.2020).
2. Программа развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021–2024 годы: утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. № Р-118.
3. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 36–47.
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. URL: https://www.efremova.info/word/trudoustrojstvo.html#.W0gwbXXnhhE (дата обращения: 12.07.2020).
5. Никулина О. Ю. Педагогические условия формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 34–37.
6. Сергеева Е. В., Чандра М. Ю. Организационно-педагогические условия реализации мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 870–874. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32419 (дата обращения: 30.07.2020).
7. Акуленко Е. Ю. Внедрение организационно-педагогических условий подготовки специалистов экономического профиля с использованием системы Moodle в учебном процессе // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета». Минск, 2013. С. 215–223. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89671/1/214-223.pdf (дата обращения: 06.08.2020).
8. Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2013. С. 47–49. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (дата обращения: 06.08.2020).
9. Щебельская Э. Г. Содержательная составляющая организационно-педагогических условий формирования культуры потребностей студентов вуза // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 1. С. 149–157.
10. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018. С. 24.
11. Дронин Н. А. Организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленника: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. С. 24.
12. Львов А. Ю. Организационно-педагогические условия становления профессиональной мобильности студентов педагогического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. С. 24. URL: https://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-professionalnoi-mobilnosti-studentov-p (дата обращения: 12.08.2020).
13. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionnopedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 31.07.2020).
14. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskieusloviya-kak-kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 30.07.2020).
15. Киселева Э. М. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 24.
16. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2010. С. 23.
17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка 1935–1940. Фундаментальная электронная библиотека. URL: https://slovar.cc/rus/ushakov.html (дата обращения: 10.08.2020).
18. Энциклопедия карьеры. URL: http://znanie.info/portal/ec-terms/29/1018.html (дата обращения: 16.09.2020).
19. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020–1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 06.08.2020).
20. Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия // Научный диалог. 2014. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-internatsionalizatsiiobrazovaniya-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 17.10.2020).
21. Белянина И. Н., Богомаз И. В. Познавательные барьеры студентов вуза и педагогические условия их преодоления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 114–116.
22. Сериков Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 31 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanno-orientirovannaya-interpretatsiya-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov (дата обращения: 17.10.2020).
23. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2005. С. 43.
24. Шаляпина С. В. Дни карьеры как форма содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 78–83.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 17 — 23
Скачиваний: 705