ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-24-30
Введение. Современные вызовы системе среднего профессионального образования связаны, в первую очередь, с созданием безопасной цифровой образовательной среды, с появлением новых форм и технологий обучения, переобучения, повышения квалификации специалистов, в том числе с использованием современных информационных систем, сервисов и баз данных (цифровой платформы). Учитывая вышеизложенное, актуальным и востребованным в современной социокультурной ситуации является создание цифровой платформы в условиях деятельности центра опережающей профессиональной подготовки. Цель – определить роль цифровой платформы в реализации программ опережающей подготовки специалистов. Материал и методы. Методологической основой исследования является идея опережения, получившая развитие и распространение в различных науках, в том числе в отечественной педагогике и психологии. Изучение лучшего мирового опыта международного движения WorldSkills, нормативно-правовых, стратегических документов развития профессионального образования и запросов работодателей способствовало систематизации и обобщению знаний в области цифровизации среднего профессионального образования. Результаты и обсуждение. Выполнение теоретических установок и концептуальных подходов к системе опережающей профессиональной подготовки, в том числе авторских, опыт Сибирского политехнического техникума, реализующего программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации не только своих обучающихся, но и выпускников учреждений среднего профессионального образования, незанятого населения, лиц, потерявших работу, в условиях обострения социально-экономической ситуации, являются востребованными, особенно в сфере IT-технологий, связанных с трансформацией экономики и социальной сферы регионов. Представлены подходы коллектива центра опережающей профессиональной подготовки Сибирского политехнического техникума по решению первоочередных задач по моделированию цифровой платформы и использованию конструктора компетенций как необходимого условия, обеспечивающего слушателю индивидуальную образовательную траекторию обучения и дальнейшего профессионального развития. Заключение. Описаны первоначальные результаты работы центра опережающей профессиональной подготовки по созданию цифровой платформы, представляющие практическую значимость для руководителей профессиональных образовательных организаций, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, опережающая профессиональная подготовка, компетенции, цифровая платформа, конструктор компетенций
Библиография:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения: 18.09.2020).
2. Доклад Правительства Федеральному собранию о реализации государственной политики в сфере образования (2019 г.). URL: http://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
3. Зеер Э. Ф. и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2001. 232 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 2000. 258 с.
5. Зуев В. М. Образование, производство, рынок // Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: ИПР СПО, 2001. С. 27–28.
6. Новиков A. M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 2005. № 5. С. 11–19.
7. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, 2000. 271 с.
8. Журавлева М. В., Осипов П. Н., Абдуллин И. Ш. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтехимического комплекса // Образование и саморазвитие. 2010. № 3 (19). С. 62–67.
9. Высоцкий Л. А. Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования // Человек и образование. 2011. № 2 (27). С. 87–91.
10. Lysenko V. G., Malakhova N. N., Milinis O. A., Nevzorov B. P., Nikolayev V. A., Pokhorukov O. Yu., Rudneva E. L. Educational and Industrial Cluster as a form of Advanced Specialist Training // International Journal of Applied Exercise Physiologie. 2019. Vol. 8 (2.1). P. 706.
11. Palyanov M. P., Mavrina I. A., Milinis O. A., Churekova T. M., Kharina N. V., Demchenko A. R. Theoretical and methodological basis of advanced professional training for specialists engaged in secondary vocational education // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, is. 5. P. 243–262.
12. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки // Распоряжение Минпросвещения России от 28.02.2019 № Р-16 (ред. от 30.04.2019) «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 11.04. 2020).
13. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 г. URL: https://xn---2035-3veg1c0a7eat.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.10.2020).
14. Демченко А. Р., Лысенко В. Г., Маханькова Н. А. и др. Профессиональная ориентация обучающихся в условиях изменяющегося рынка труда // Сибирский учитель. 2019. № 6 (127) С. 27–34.
15. Лысенко В. Г. Современные подходы к организации опережающей профессиональной подготовки специалистов для экономики регионов // Сибирский учитель. 2020. № 4 (131). С. 29–37.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 24 — 30
Скачиваний: 635