ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-39-44
Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностью в изучении особенностей организации образовательного процесса в современном техническом вузе в рамках «третьей миссии» университетов, четвертой промышленной революции, задач цифровизации экономики России, подготовки инженерной элиты будущего. Представлены особенности организации образовательного процесса в современном техническом вузе. Рассмотрены внешние факторы глобального, общероссийского, регионального и локального (на уровне образовательных учреждений) характера. Цель – выявить ключевые особенности организации образовательного процесса в современном техническом университете. Задачи исследования: 1) выявить ведущие направления и тенденции развития современных университетов; 2) систематизировать современные представления об особенностях организации образовательного процесса в современном техническом вузе; 3) обосновать требования, предъявляемые к абитуриентам современных технических вузов. Материал и методы. Теоретические – абстрагирование, анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические – изучение и обобщение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности, контент-анализ. Результаты и обсуждение. Представлены наиболее существенные особенности организации образовательного процесса в современном техническом университете. Заключение. Обоснованы специфические особенности современного образовательного процесса в техническом нестоличном вузе, наиболее существенно влияющие на него, в условиях повышенных ожиданий по подготовке квалифицированных кадров для развития экономики России, а также дефицитов и вызовов как глобальной, так и отечественной, в том числе региональной, повестки. Теоретическая значимость работы связана с выявлением и описанием ведущих тенденций развития отечественных университетов в фокусе четвертой промышленной революции, цифровизации экономики России, изменения образовательной парадигмы и глобальной конкуренции в сфере экспорта образования и академического превосходства.
Ключевые слова: университет, образовательный процесс, четвертая промышленная революция, модернизация образования, технический вуз
Библиография:
1. Калинина Н. Н., Сапунов М. Б., Тебиев Б. К. Трансформации идеи университета: вызовы времени и ответы академического сообщества // Экономика образования. 2012. № 4. С. 13–29.
2. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами»: сб. материалов / под ред. Д. В. Козлова, Н. Г. Малошонок. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 237 с.
3. Ислакаева Г. Р., Зулькарнай И. У. Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты в мировых рейтингах // Вестн. Башкирского ун-та. 2015. № 2 (20). С. 502–506.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, статья 24. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/fced36f1c9686f8b81f4840a293bfcdcecf05b20/ (дата обращения: 26.12.2020).
5. Путин назвал объем финансирования вузов РФ за последние 11 лет. URL: https://iz.ru/700261/2018-01-25/putin-nazvalobem-finansirovaniia-vuzov-rf-za-poslednie-11-let (дата обращения: 26.12.2020).
6. Сударушкина Е. С. Особенности финансирования национальных исследовательских университетов // Вестн. Томского гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13). С. 100–105.
7. Таппасханова М. А. Федеральные университеты как новая форма организации высшего профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 2 (5). С. 119–126.
8. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Опорные университеты». URL: http://xn--b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn--p1ai/about (дата обращения: 15.11.2020).
9. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 26.12.2020).
10. Азимбаева Ж. А. Особенности организации образовательного процесса в техническом вузе // Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (17). С. 97–99.
11. Цифровая экономика в России. URL: http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii (дата обращения: 26.12.2020).
12. Выступление В. В. Путина на пленарном заседании съезда Российского союза ректоров. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57367?fbclid=IwAR0nQ4gamTrmmTFUO-JpdYAv6gGuIsYeH6KYEK8pmgFdgohi8rAtiBKCc9U (дата обращения: 26.12.2020).
13. Мониторинг качества приема в вузы в 2019 г. Исследование качества приема в российские университеты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://ege.hse.ru/stata_2019 (дата обращения: 25.12.2020).
14. Мониторинг качества приема в вузы в 2020 г. Исследование качества приема в российские университеты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://ege.hse.ru/stata_2020 (дата обращения: 25.12.2020).
15. Зачем инженеру soft skills. URL: https://habr.com/ru/company/epam_systems/blog/418621/ (дата обращения: 26.12.2020).
16. Пушкин пошел в рост. URL: https://rg.ru/2018/02/01/vypuskniki-predpochli-sdavat-ege-po-gumnitarnym-predmetam.html (дата обращения: 26.12.2020).
17. Руководитель Рособрнадзора в четвертый раз ответил на вопросы родителей школьников. URL: http://ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=26373 (дата обращения: 26.12.2020).
18. Кисленко Е. С. Проблема инженерной подготовки в вузе и пропедевтический курс физики в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 56–62.
19. Образовательная карта профильного обучения десятых классов муниципальной системы образования на 2018–2019 учебный год. URL: http://admin.tomsk.ru/pgs/2ce (дата обращения: 15.11.2020).
20. Война за человеческий капитал: есть ли шансы у России. URL: https://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/241880-voina-zachelovecheskii-kapital-est-li-shansy-u-rossii (дата обращения: 18.12.2020).
21. Путин: России нужен технологический прорыв. URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/136762 (дата обращения: 26.12.2020).
22. Путин призвал ректоров подключиться к созданию системы оценки обучения. URL: https://ria.ru/20141030/1030956226.html (дата обращения: 26.12.2020).
23. Хасанова Г. Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестн. Казанского технол. ун-та. 2012. Т. 15, № 20. С. 215–217.
24. Сокольник И. В. Требования современных работодателей к выпускникам вузов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по материалам XXII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 212–216.
25. Аветисян В. П., Шишкина Е. С. Конкурентноспособный выпускник вуза глазами работодателя // Основы экономики, управления и права. 2014. № 3 (15). С. 77–82.
26. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6 (386). С. 102–109.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 39 — 44
Скачиваний: 668