ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ РУССКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ-КИРГИЗАМИ В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-122-131
Введение. Рассматриваются особенности изучения фразеологических единиц (ФЕ) русского языка учениками-киргизами. Исследуются методические и лингводидактические основы изучения русской фразеологии школьниками-киргизами в условиях контекста русского литературного произведения. Цель – анализ ФЕ художественного произведения и разработка методов и приемов работы по их усвоению в киргизской аудитории. Материал и методы. Материалом исследования послужил текст пьесы А. Н. Островского «Гроза», в котором особое внимание было уделено ФЕ и их функциям, выполняемым в контексте данного литературного произведения. Работа выполнена посредством исследовательско-поискового метода, метода сравнения и классификации ФЕ, метода интерпретационного и лингвокультурологического анализа. Результаты и обсуждение. На основе художественного текста выявляются особенности контекстуальных функций ФЕ в речи персонажей. Выстраивается алгоритм работы с ФЕ в процессе чтения литературного произведения. Определяются методы и приемы, благодаря которым интерпретируется произведение и, как следствие, формируется интерес к русской литературе и культуре школьников-киргизов. Основной проблемой является изучение особенностей восприятия и усвоения ФЕ русского языка киргизскими учащимися в условиях контекста литературного произведения (на материале пьесы А. Н. Островского «Гроза»). Предмет исследования – фразеологические единицы в контексте художественного произведения и их интерпретация учениками-киргизами при осмыслении идейно-тематической составляющей пьесы А. Н. Островского «Гроза». Словарно-фразеологическая работа в процессе освоения инокультурного литературного текста учениками-киргизами способствует не только пополнению новыми лексическими единицами их словарного запаса, но и расширению знаний о культуре России, приобщению к моральным и духовным ценностям, что, несомненно, облегчает культурно-языковую интеграцию учеников-киргизов в пространство русского языка и культуры. Результатом исследования стали приемы, которые могут быть применены на практике в процессе чтения русского литературного текста и изучения ФЕ учащимися-киргизами. Заключение. Понимание семантики слов, их функционального значения в контексте произведения может обеспечить правильное прочтение и успешную интерпретацию художественного текста русской литературы учениками-киргизами. В связи с этим на уроках русского языка и литературы тщательным образом должна быть организована работа с этнокультуроведческой лексикой (фразеологизмами).
Ключевые слова: русский язык как неродной, киргизская школа, фразеология русского языка, контекст художественного произведения
Библиография:
1. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с. URL: http://www.helpforlinguist.narod.ru/200110N0057/MaslovaVA.html (дата обращения: 29.05.2020).
2. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. 3-е изд. М.: Высш. шк., 1985. 160 с.
3. Манликова М. Х. Этнопсихолингвистические основы методики преподавания русского языка и литературы // Вестн. КРСУ. 2017. № 4. С. 153–157.
4. Манликова М. Х. Игры кочевников в зеркале национальной словесно-художественной картины мира на занятиях по русскому языку в нефилологическом вузе // Вестн. КРСУ. 2018. Т. 18, № 10. С. 66–73.
5. Манликова М. Х. Безэквивалентная и фоново-коннотативная лексика и афористика в учебных текстах курса русской литературы в школах Кыргызстана // Интернаука. 2017. № 7. С. 36–39.
6. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Фрунзе: Мектеп, 1981. 238 с.
7. Кузнецова Е. О. Художественный текст как единица формирования лингвострановедческих знаний // Вестн. СПбГУ. 2011. № 3. С. 118–126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tekst-kak-edinitsa-formirovaniya-lingvostranovedcheskih-znaniy/viewer (дата обращения: 26.06.2020).
8. Рудов М. А. Русская литература как компонент культуры в русской речи в Кыргызстане // Культура русской речи в Кыргызстане: материалы науч.-практ. конф. Бишкек: Архи, 2003. С. 37–44.
9. Шевченко Н. М. Функциональные особенности значения фразеологических единиц в художественном тексте (на материале повести Ч. Айтматова «Белый пароход») // Культура русской речи в Кыргызстане: материалы науч.-практ. конф. Бишкек: Архи, 2003. С. 74–81.
10. Предметный стандарт по предмету «Русская и мировая литература» для 10–11-х классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (для школ с киргизским языком обучения). Бишкек, 2018. URL: http://www.edu.gov.kg/media/files/563288fb-d0ab-49a4-92d2-3d61db88c45a.pdf (дата обращения: 11.06.2020).
11. Илеева Л. Ф. Развитие культуры русской речи в связи с учебной интерпретацией литературного произведения в школе // Культура русской речи в Кыргызстане: материалы науч.-практ. конф. Бишкек: Архи, 2003. С. 262–270.
12. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. URL: https://drive.google.com/file/d/0B7FIOZ8jMzAqTzljTURWOUtreWM/view (дата обращения: 29.05.2020).
13. Островский А. Н. Гроза. URL: https://ilibrary.ru/text/994/index.html (дата обращения: 05.06.2020).
14. Лагузова Е. Н., Мартынова Е. Н. Особенности наблюдений младших школьников над употреблением фразеологизмов в художественном тексте (на примере произведений Б. Заходера) // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 77–81.
15. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Наука, 1996. 152 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 122 — 131
Скачиваний: 685